Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас. С течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой и фасон самого торжественного женского платья.
Едва научившись шить, крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе, и платье. Иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать самим — выращивать лён, прясть и ткать. На Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только раз в жизни
Традиционное русское платье невесты было красным. Этот цвет символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.
В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать — заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой — браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.
В Древней Греции, родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное лёгкое платье, скреплённое застёжками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.
В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжёлых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею было запрещено. Тяжёлые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.
Но желание женщины выглядеть привлекательно искоренить невозможно. Уже в 14-15 веках произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застёжек — такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.
В эпоху Возрождения свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится лёгкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много украшений из жемчуга и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.
Через столетие, в эпоху рококо, покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные причёски, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.
Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская — её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции, а затем и других стран Европы, стали повторять. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.
В конце 18 — начале 19 веков произошла очередная смена вкусов — стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчёркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья — белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и лёгкость.
В 20 веке со свадебным платьем многократно менялось. До 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини.
Стиль хиппи 70-х годов привнёс в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды — символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.
Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой — теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья ныне целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии.
из the-dress