Тезис о том, что каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет — он крайне спорный. Возможно даже придуман тем самым правительством.
У каждой нации существуют свои бездельники и трудоголики, гении и бездари, святые и садисты. Более того — существуют они и в каждом человеке. Вопрос лишь в том, кто из них проявится. А проявится всегда именно тот, кто поможет выжить организму в данной стране при данных порядках.
Есть госзаказ на садистов? Будут садисты. Госзаказ на таланты? Будут таланты.
Для тех, кому все еще непонятно, поясним на примере. Есть жизненные модели и установки, которые гражданин впитывает из окружающего пространства. Вот живет в деревне мальчик Ваня (а может, Иоганн). Он познает мир. И что видит? Вот односельчанин решил стать фермером — где–то поработал, где–то нахватался советов, где–то поучился. Много пахал, затем купил трактор, затем построил теплицы, открыл консервный заводик...
Теперь он богатый и обеспеченный человек, у него почет и уважение, красавица–жена, его дети поехали учиться в далекие края на собственных автомобилях. Нравится такая жизненная модель? Спроси, мальчик, как он этого добился, и работай сам.
Другая ситуация...
А вот другая ситуация: односельчанин много пахал, купил трактор, построил теплицы, а затем пришли менты, на мужика завели дело и дали пять лет, а теплицы с трактором отжали для депутата района. Дочь мента ездит на иномарке. Что ты выберешь, парень? Сидеть на печке бухать или пойти поработать в милицию? Какие качества пригодятся тебе в жизни — умение учиться и честно работать? Или навык воровать и наводить полезные знакомства с чиновниками налоговой инспекции?
Поэтому когда кто–то начинает рассказывать старую сказку о том, как правительству не повезло с народом, и как заслужил народ плохое правительство за свои грехи, надо всегда помнить об экспериментах Демона Максвелла со стенкой, которые были проделаны на подопытных странах (вроде Германии и Кореи), чтобы доказать всем: не существует плохого народа, существует лишь бездарное правительство, которое не сумело установить правильные общественные порядки (либо устроило деструктив сознательно в собственных интересах: как единственный способ удержаться во власти).
Порядки, при которых эволюционное преимущество в государстве получают граждане, обладающие не талантом и трудолюбием, а чем–то другим: жестокостью, подлостью, нечестностью, желанием приспосабливаться, не высовываться, и умением вовремя поцеловать задницу начальству.
От редакции
Демон Максвелла — мысленный эксперимент, придуманный в 1867 году физиком для иллюстрации парадокса. Сосуд с газом делится перегородкой на две части. В перегородке есть дверца, которую демон распахивает перед быстро летящими в сторону стенки молекулами из левой половины и медленными молекулами из правой. Так вскоре без всяких затрат на разогрев с одной стороны соберутся все быстрые молекулы газа, и там будет высокая температура, а с другой стороны наступит холод.
из