Болезнь — это качество наших мыслей, поскольку именно они определяют, кем мы являемся, кем становимся, как ощущаем себя в окружающем мире и насколько мы здоровы и благополучны.
Все, что мы говорим и делаем; то, как поступаем и взаимодействуем с другими людьми; каждая ситуация, событие или опыт, которые мы притягиваем, — все это суть отражение наших мыслей. Если случается болезнь, значит, мысли где-то вступили в противоборство с потребностями души и тела и недугу приходится вскрывать их. Они вынуждают нас защищаться — вместо того чтобы расти.
В подобном состоянии жизненная энергия души и энергетического тела истощается, а физическое тело испытывает гормональный всплеск. Кровяное давление и кислотность желудка повышаются, что может повлечь за собой расстройства эндокринной системы — гипотиреоз, гипертиреоз, нарушение работы надпочечников, поджелудочной железы и мочеполовой системы. Мозг также входит в режим гипервозбуждения, что может вызвать психическое истощение, повышенную тревожность и бессонницу.
К сожалению, большинство мыслей, управляющих нашим поведением и влияющих на совершаемый выбор, отражают скорее нашу обусловленность, представления и мнения других, чем наши собственные.
В этом случае человек склонен застревать в устарелых моделях мышления и попадать под влияние тех ограничений, которые довлели над ним еще в детстве. Создается впечатление, что ранние впечатления имеют столь сильную над нами власть, что можно провести всю взрослую жизнь в попытках освободиться от этого гнета. И тогда порой проще избрать путь наименьшего сопротивления и держаться уже привычного и выверенного временем, чем что-то изменить. В результате у нас развивается то, что я называю «взял да и поддался этому синдрому», — и через некоторое время — добро пожаловать всяческим хворям.
Болезнь — это также наш образ жизни, привычки и модели поведения. Становясь все более занятыми, все более остро испытывая нехватку времени, мы надумываем себе задачи и вовлекаемся в деятельность, оставляющую мало времени для отдыха и восстановления здоровья. Мы едим на бегу, хватая вредную пищу, меньше отдыхаем и принимаем снотворное, дабы урвать парочку часов ночного сна, глотаем антидепрессанты и транквилизаторы (американцы потребляют около миллиона килограммов этих препаратов ежегодно).
Наши мысли поглощены тем, как остаться стройными, заставляя подсесть на первую попавшуюся на глаза диету, которая обещает избавить от этих ненавистных килограммов. Алкоголизм и наркозависимость процветают буйным цветом — хотя каждому известно, как они укорачивают жизнь. Так же и с курением — несмотря на нашу осведомленность о том, что привычка эта вызывает рак легких. Люди затягиваются сигареткой, прекрасно зная, что это наносит непоправимый удар их здоровью, и даже тогда, когда не могут из одного угла комнаты в другой перейти без одышки.
Но почему?
Потому что попытаться избавиться от привычки — дело настолько неприятное, что проще ничего не делать, чем что-то менять. К несчастью, хотя мы и знаем о вреде этих пристрастий для тела, мозг становится настолько зависимым, что хватается за всю эту химию как за палочку-выручалочку, помогающую справиться с требованиями внешнего мира. Тогда, разумеется, мозг и порождает мысли, не позволяющие отпустить вредную привычку.
Недавние исследования в области психонейроиммунологии — изучения взаимосвязи между эмоциями и работой иммунной системы — показали: поведенческие модели также играют значительную роль в возрастании восприимчивости к болезням, особенно к таким, как сердечно-сосудистые заболевания, астма, депрессия, аутоиммунные расстройства и рак. Согласно результатам исследований, группу риска людей, склонных к серьезным заболеваниям, составляют те, у кого прослеживаются следующие модели поведения:
♦ Такие люди погружены в нерешенные проблемы эмоционального плана, занимающие все их мысли.
♦ У них отсутствуют действенные приспособленческие механизмы, которые позволяли бы им справляться с эмоциональным стрессом.
♦ Они склонны к негативному мировоззрению и нередко являются пессимистами.
♦ Они часто охвачены беспокойством и страшными «предчувствиями», что с ними или с теми, кого они любят, может случиться что-то плохое.
♦ Они неспособны дарить и принимать любовь, им также недостает любви к самим себе.
♦ Они пытаются все контролировать, им трудно просто отдаться потоку жизни.
♦ Они редко смеются, редко занимаются чем-то способствующим развитию чувства юмора.
♦ Они воспринимают жизнь чересчур всерьез и ставят перед собой нереальные задачи.
♦ У них тягостно на сердце; они воспринимают трудности как препятствия, а не как возможность перемен.
♦ Они склонны запрещать себе вещи, способные повысить качество их жизни.
♦ Они не прислушиваются к потребностям тела — не балуют себя хорошим питанием и не выделяют достаточно времени для отдыха.
♦ Им не хватает гибкости мышления и умения вносить изменения в ранее намеченный план действий.
♦ Они то и дело совершают выбор, руководствуясь соображениями других людей, а не своими собственными.
♦ Им трудно открыто говорить о своих эмоциональных потребностях или просить желаемого.
♦ Они неспособны устанавливать здоровые границы приемлемого для них поведения.
♦ Они не видят в жизни смысла и часто переживают приступы отчаяния.
♦ Они противятся переменам и не могут расстаться с прошлым.
♦ Они не верят, что стресс разрушает тело и вызывает болезни.
Уверена, что все мы можем отнести к себе хотя бы несколько пунктов из этого списка — что-то подобное было свойственно нам хотя бы однажды в жизни. О себе могу сказать это наверняка.
Впрочем, я привожу эти поведенческие паттерны не для того, чтобы подвести вас к мысли «Раз уж нам подобное свойственно, то серьезных проблем со здоровьем не избежать». Моя цель — лишь предостеречь: если следовать им достаточно долго, то шансы захворать возрастают, особенно если ничего не менять в образе жизни и совсем не заботиться о здоровье.
Я хочу лишь подчеркнуть: когда мы избираем нездоровые модели поведения, мы утрачиваем воодушевление к жизни и лишаем душу способности исцелять нас.
Конечная задача исцеления — помочь душе в ее эволюции, т. е. устранить любые препятствия, мешающие нашей духовной природе в полной мере быть познанной и с радостью выраженной в наших мыслях, словах и поступках. Однако для того, чтобы эта задача осуществилась, мы должны произвести некоторые перемены в наших представлениях, среди которых можно выделить пять наиважнейших:
1. Необходимо изменить наше представление о самих себе — увидеть себя не просто как физическое тело. Следует помнить, что мы существуем в двух измерениях: в материи (физическом теле и уме) и в энергии (духе и душе). Наша духовная природа охватывает все.
2. Взамен прежних представлений о том, что болезнь производит изменения в физическом теле, нам следует понять: она влияет также на ум, энергетическое тело и душу. Лучше считать ее разладом во взаимодействии и общении между всеми аспектами, из которых складывается наше «Я».
3. Мысли следует воспринимать не как закрытое содержимое мозга, но как энергетическую точку притяжения опыта и одну из важнейших составляющих здоровья и благополучия физического тела.
4. Необходимо считать, что все происходящее с нами взаимосвязано и обусловлено и не бывает ни случайностей, ни совпадений. Мы должны осознать, что любые события — как хорошие, так и плохие — играют существенную роль в процессе нашего развития.
5. Следует прийти к пониманию того, что душа и дух — не одно и то же, несмотря на то что слова эти нередко используют как синонимы. Нам следует знать: хотя душа и неосязаема, она является движущей силой, импульсом, толкающим процесс развития вперед и стимулирующим перемены. Дух же служит жизненно важным энергетическим связующим звеном между душой, умом и телом.
Кэрол Ритберргер