Адепты позитивного мышления предлагают относиться к любой, даже очень тяжелой жизненной ситуации как к подарку. Но у позитивного мышления есть обратная сторона: запрещая себе негативные мысли, мы можем загнать себя в тупик.
«Улыбнитесь! У вас рак» – адепты позитивного мышления предлагают относиться к любой, даже очень тяжелой жизненной ситуации как к подарку. Нужно лишь верить в хорошее, и тогда все наладится. Эта установка превратилась сегодня в девиз успешного человека: что бы ни случилось, не поддавайся унынию. Но у позитивного мышления есть обратная сторона: запрещая себе негативные мысли, мы можем загнать себя в тупик.
Позитивное мышление – краеугольный камень современной практический психологии. Система пришла к нам из США и распространилась в основном в виде тренингов личностного роста. Надо сказать, что она очень удачно прижилась на российской почве, основательно «удобренной» деятельностью разного рода гадалок, предсказателей и экстрасенсов. Появились книги, в которых сила позитивного мышления возводилась в абсолют. Один из примеров – серия «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда. В них достижение успеха сводится к управлению реальностью с помощью мысли. Главное – суметь настроить себя на нужный лад, «выбрать» правильную реальность. Однако на родине позитивного мышления у этого подхода сегодня немало критиков. Один из них – иммунолог и научный журналист Барбара Эренрайх (Barbara Ehrenreich).
В своей книге «Улыбайся или умри: как позитивное мышление одурачило мир» («Smile or Die: How Positive Thinking Fooled America and the World») Эренрайх вспоминает, что, когда у нее обнаружили рак груди, некоторые знакомые совершенно серьезно советовали ей сохранять оптимизм и даже принять свое состояние как «дар», увидеть в нем новую возможность.
«В интернете я наткнулась на предложение прислать мне розового плюшевого мишку. И я вдруг почувствовала, что мне не страшна смерть, но невыносима идея умереть с розовым мишкой в руках»,
– вспоминает она.
Эренрайх пишет, что позитивное мышление зародилось в Америке в конце XIX века – как ответ на жесткую идеологию протестантизма. Согласно идеям протестантов, Бог предначертал спасение только для тех, кто упорно и, что важно, успешно трудится. Но что делать, если ваши дела идут не так хорошо, как у других? Смириться с тем, что вас ждут адские муки? Выход был найден: сторонники движения «Новое мышление» объявили, что, так как Бог по своей природе добр и желает людям добра, спасение возможно – нужно лишь быть оптимистом.
Постепенно культура позитивного мышления приобрела светский характер, и многие ее идеи в дальнейшем стали частью техник самомотивации (например, в НЛП). В различных тренингах личностного роста используются такие упражнения, как визуализация: чтобы успех пришел к вам, нужно очень четко представить себе его атрибуты (нарисовать мысленным взором картину идеального рабочего места, счастливой семьи, хорошо обставленного дома). Согласно «закону притяжения», если вы будете мыслить позитивно, то в конце концов притянете к себе благополучие. Барбара Эренрайх с иронией замечает, что мотивационные мероприятия в некоторых крупных компаниях стали похожи на религиозные ритуалы, вроде исполнения гимна компании хором или повторения слоганов на манер буддийских мантр.
Вот упреки, которые Эренрайх адресует адептам позитивного мышления:
Они придают большое значение мыслям, забывая о действиях. Фокусируясь на позитивных моментах реальности, мы действительно можем поддержать свою самооценку и не дать мрачным мыслям вывести нас из равновесия. Но могут ли мысли на самом деле «притянуть» к нам то, что мы хотим? «Было предпринято множество попыток, чтобы как-то научно доказать эту теорию, – пишет Эренрайх. – Однако, как мы знаем, наша голова не может придвинуть к себе, к примеру, холодильник, – сила этого «теоретического притяжения» настолько маленькая, что она может быть обнаружена только на уровне квантовой физики. Вам не кажется забавным, что квантовая физика по какой-то причине стала оправданием для жульничества и издевательства над всей наукой?»
Они отрываются от реальности. Запрет на негативное мышление может привести к тому, что мы будем игнорировать тревожные сигналы из окружающего мира. В качестве примера Эренрайх приводит финансовый кризис 2008 года и многочисленные случаи банкротства крупных компаний. Их руководители не желали слушать предостережения своих сотрудников, указывавших на возможные последствия слишком рискованных решений, а иногда даже наказывали их за негативный настрой. «Конечно, мы можем быть общительными и активными, чувствовать единение с другими, но запрограммированы мы на бдительность и осмотрительность. Именно эти качества помогли выжить нашим предкам. Они не говорили:
«Все будет хорошо, не беспокойтесь из-за того, что те кусты подозрительно колышутся».
Люди, которые в результате выжили, кричали:
«Шевелитесь! Это леопард! Бежим! Нет времени на объяснения!»
Они игнорируют свои чувства и чувства других людей. Наши чувства – внутренний индикатор, который отражает наше отношение к какой-то проблеме. Отказавшись признать свое право на грусть, гнев и страх, мы не перестаем ощущать их. Мы просто обманываем самих себя и постепенно перестаем понимать, что же на самом деле ощущаем в той или иной ситуации. Это сбивает с толку, мешает адекватно оценивать обстоятельства и самостоятельно принимать решения. Мы превращаемся в рабов оптимизма. По мнению Эренрайх, запрет на негативные эмоции, вместо того чтобы улучшить внутреннее состояние, часто дает обратный эффект – приводит к самобичеванию и самоуничижению. Мы виним себя за все плохое, что происходит в нашей жизни, включая обстоятельства, на которые никак не можем повлиять, – ведь они произошли потому, что мы были недостаточно позитивны.
Антон Солдатов, журнал "PSYCHOLOGIES".
Psychologies.ru