Отец Ирины Муравьевой был военным инженером. Во время Великой Отечественной он участвовал в освобождении Европы, откуда и привез жену – белоруску, угнанную немцами на работы в Германию. Поженившись, молодые поселились в Москве, а через полтора года, в 1949-м, у них родилась Ирина.
Папа-военный перенес страсть к дисциплине и в семью. Детям не разрешалось гулять допоздна, редко, и только в качестве поощрений позволялось ходить в кино. Зорко следил Ирин папа и за тем, чтобы дочка поменьше гуляла с мальчиками. Но, увлеченная творчеством и общественной работой в школе, Ирина и не думала о романтических свиданиях.
Девочке очень нравилось играть «в школу». Она поразительно быстро находила общий язык с детьми и даже задумывалась о карьере учительницы. Но параллельно с этим Ирина увлеклась игрой в школьной театральной студии. Когда мир драматического искусства стал открываться перед ней, сомнений не осталось: поступать надо на артистку!
ДОБИЛАСЬ СВОЕГО
Кто бы мог подумать, что в начале 80-х в «Карнавале» Ирина Муравьева будет еще раз прокручивать собственную историю! Но тогда, окончив школу, будущая звезда подала документы сразу во все московские театральные вузы. И сразу во все… провалилась! В строгой приемной комиссии «Щуки» вообще заявили, что ей лучше не пробовать больше себя на этом поприще, а заняться другой профессией. Но истинная дочь военного, упрямая Ирина, отложила свою победу на год, а пока – занималась самой разной работой.
Через год история повторилась. Чтобы не забрасывать мечту, ей пришлось пойти путем наименьшего сопротивления. Ирина отправилась в драматическую студию при Центральном детском театре. И только после ее окончания, набравшись опыта, Муравьева поступила в ГИТИС – на заочку, оставшись работать в Центральном детском театре, где играла зверей и мальчиков.
Но если театральная судьба у нее никак не складывалась, то в кино ее приглашать все же стали.
КИНОДИВА
В 1974 году выходит картина, в которой Муравьева сыграла одну из своих первых больших ролей – «Чисто английское убийство». После премьеры актрису заприметили кинорежиссеры, и стали время от времени звать в свои фильмы.
Когда Владимир Меньшов случайно встретил энергичную и фигуристую Муравьеву на какой-то постановке, он сразу же увидел в ней ту самую Людмилу из легендарного «Москва слезам не верит». До этого режиссер мечтал отдать роль Анастасии Вертинской или Жанне Болотовой, но обе прочли сценарий и решили, что он не состоятелен. А Муравьева согласилась.
В одном из интервью Вера Алентова расскажет: Муравьева тогда уже была звездой во-первых театра Моссовета, а во-вторых имела опыт работы в кино. Коллеги по съемкам ожидали увидеть зазнавшуюся диву, а вместо этого пришла тонкая и скромная девушка. Команда быстро сплотилась, и показала на съемочной площадке такую работу, что фильм, в который никто не верил, в результате взял «Оскар».
.
Не трудно догадаться, что после этого Муравьева проснулась знаменитой. Сама она до сих недолюбливает Людмилу, называя ее неотесанной вульгарной грубиянкой, и очень огорчается, когда ее ассоциируют с этим персонажем.
Следующую звездную роль – в «Карнавале» девушке предложили, когда ей был уже 32 года. «Как же я буду играть школьницу?» – подумала Ирина. И сыграла блестяще. Для работы над фильмом ей пришлось освоить ролики. Чтобы приводить актрису в чувства после интенсивных и болезненных тренировок, для нее даже наняли персонального массажиста.
После премьеры Муравьева пала духом: ей хотелось масштаба и глубины, а ее все приглашали на роли провинциалок. Поэтому, когда режиссер «Самой обаятельной и привлекательной» Геральд Бежанов с воодушевлением принес Ирине сценарий, писавшийся под нее, она отказалась.
Вся съемочная группа взяла актрису в оборот. Ее буквально гипнотизировали, ходили за ней по пятам, караулили у подъезда, встречали провожали из театра, уговаривали, уговаривали… Такого натиска Муравьева не выдержала. Страна снова получила замечательный фильм.
ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР
Но главный режиссер ее жизни работал с Муравьевой в детском театре – это Леонид Эйдлин. Ему не нужно было, чтобы Ира прославилась, чтобы она стала звездой, покорила подмостки. Он просто влюбился в очаровательную голубоглазую девчонку и захотел связать с ней жизнь. Почти сразу после окончания ею студии, он просил руки Муравьевой, она согласилась.
Около сорока лет они проживут душа в душу. Тонкая и воспитанная Муравьева станет настоящей хранительницей очага. Дом у нее – всегда ухожен, двое сыновей накормлены и обстираны. Ей не захотелось идти тем же путем, что и другие театральные семьи. Ирина Вадимовна все же старалась разделять профессиональную и семейную жизнь, поэтому мальчишки редко бывали в закулисном мире театра. Разве что приходили взглянуть на маму в качестве зрителей.
Эйдлин не стал режиссером для этой актрисы. Он много работал с детьми, а также занимался постановками таких фильмов, как «Ленин в Париже», «Сибириада», «Эта женщина в окне». Пожалуй, единственная работа, в которую пара была вовлечена вместе, это короткий сериал «С новым счастьем!». К слову, в эпизодических ролях сериала сыграли оба их сына.
ВСЕ ЕЩЕ ЗОВУТ
В нежных и счастливых отношениях супруги прожили около сорока лет. В 2014 году у Эйдлина случился инсульт. Спустя непродолжительное время он умер.
Ирина Вадимовна тяжело переживала смерть мужа. Выйти из депрессии помогла поддержка сыновей. Спустя два месяца после смерти любимого Ирина Вадимовна нашла в себе силы даже выйти на ковровую дорожку одного из кинофестивалей и дала краткое интервью, в котором призналась: зовут.
Ее по-прежнему зовут в кино, но глубоких ролей, интересных персонажей, которых захотелось бы вывести на экран, Ирина Вадимовна пока не видит. Разве что снялась в несколько комичной роли мамы главной героини в сериале «Не родись красивой» – потому, что хранительница очага и настоящая мама подошла ей по духу.
Теперь же Муравьева намного больше времени отдает Малому театру, где задействована сразу в нескольких постановках, ведь благодаря своему истинному таланту, она может выступить в абсолютно любой роли.
6
Ирина Муравьева со Станиславом Садальским