Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг на друга.
Религиозные практики, символы и архитектура, ассоциируемые с древнейшей из индийских религий, индуизмом, уходят своими корнями в хараппский период (III тыс. до н. э.). Документированная история индийских религий начинается с ведизма — религиозных практик ранних индоариев. Индоарии собрали и отредактировали Веды — четыре сборника гимнов и мантр на древнем ведийском санскрите. Веды являются основными богооткровенными текстами (шрути) современного индуизма. Период их составления, редактирования и написания комментариев к ним принято называть ведийским периодом. По мнению большинства современных учёных, этот период продолжался около 1000 лет, с XVI по VI века до н. э. В поздний ведийский период (с IX по VI века до н. э.) были составлены Упанишады и его принято называть «ведантическим». Затем были составлены санскритские эпосы, «Махабхарата» и «Рамаяна», а позднее — Пураны.
В индуизме существуют много течений, основными из которых являются вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм.
Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.
В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити. Важными индуистскими текстами являются Веды, Упанишады, Пураны, «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и Агамы.
Не являясь единой религией, индуизм представляет собой семейство религий и традиций. Древнейшей формой индуизма выступают народные верования, для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.
- Ведийский индуизм, основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Ригведу».
- Ведантический индуизм базируется на Упанишадах — религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.
- Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали.
- Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.
- Бхакти, или путь «любовного преданного служения богу» в одной из его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.
Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:
- Дхарма — морально-нравственный долг, этические обязательства.
- Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.
- Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.
- Мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти, сансары.
- Йога в различных её направлениях.
Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида.
Однако большинство индуистов принадлежит и к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма, являющимся частью движения бхакти. Они рассматривают Брахман как безличный аспект личностного бога, которому они поклоняются в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти. В традициях бхакти считается, что атман находится в постоянной зависимости от бога, а достижение мокши возможно только через любовь к богу и по милости Бога. Когда Бог рассматривается как Верховная Личность (а не как бесконечный безличный принцип), бога называют Ишвара («Господь»), Бхагаван («Всеблагой»), или Парамешвара («Всевышний Господь»)
из Shakti Sankha