Когда речь заходит о страдании, возникает ощущение, что страдает конкретная личность, индивидуальность. Все страдания рождаются из концепции "Я".
Восприятие себя как отдельной личности ведет к возникновению привязанностей, симпатий и антипатий, которые в свою очередь лежат в основе наших мыслей, высказываний и поступков.
Они порождают жажду обладать тем, чего у нас нет, и неудовлетворенность от того, что мы имеем. Чувство постоянной неудовлетворенности приводит к страданиям. Даже тогда, когда мы, наконец, получили то, что хотели, мы находимся в постоянной тревоге, опасаясь потерять обретенное.
Мы защищаем ощущение себя как отдельной личности всеми доступными нам средствами, постоянно стремясь к удовольствиям и безопасности, отчаянно избегая дискомфорта и незащищенности. Такой способ жизни исключает покой, радость и удовлетворенность.
2500 лет назад Будда исследовал проблему страданий и нашел ее решение: anatman. Anatman обычно переводится как "не-я" и предполагает, что мы не являетмся настолько обособленными и неизменными, как мы привыкли считать.
Не согласны? Что же такое Я, которым мы себя считаем ?
Наше тело постоянно меняется, и большинство его функций не поддаются нашему контролю. Мы не можем управлять ростом ногтей или перевариванием пищи.
Мы не контролируем боль и болезни, так же как дыхание и серцебиение. Потеря конечностей, пересадка органов, стрижка волос - не приводит к потере личности.
Значит Я - это не наше тело. Возможно Я - это наши мысли и эмоции? Но при более глубоком исследовании мы увидим, что и над мыслями у нас тоже нет контроля.
Бесконечный поток стремлений, фантазий, желаний, суждений, управляет нашими эмоциями и редко поддается нашему контролю. "Наши" мысли являются заимствованиями из прочитанных книг, увиденных фильмов, услышанных мнений родителей, друзей и всех, кто тем или иным образом программирует наше восприятие реальности при помощи слов.
Чем больше мы рассуждаем о том, что же является нашим Я, тем больше понимаем илюзорность и и неопределенность этого понятия.
Важно понимать, что отсутствие конкретного, отдельного Я не значит, что мы не реальны .
Буддийское понятие anatman не имеет целью превратить нас в безжизненный камень. Наоборот, Будда говорит о не-Я, как о способе избавления от страданий.
Разницу между реальностью и нашим представлением о реальнсти хорошо иллюстрирует эта буддийская притча.
Представьте себе человека, входящего в темный сарай и видящего змею. Его ум, оцепеневший от страха, наполняется мыслями об атакующей змее, и о том, как он должен убить эту змею или убежать как можно быстрее. В этот момент его страх вполне реален, так же, как и змея. Но когда он включает свет в сарае, он обнаруживает, что змея - это всего лишь старый канат, свернувшийся калачиком на полу. Его страдания исчезают вместе с осознанием того, что змеи там никогда и не было.. Теперь, каждый раз, когда он идет в сарай, он знает , что канат только канат, а не змея, и больше не испытывает страха . Когда его друзья заходят в сарай и замирают от ужаса, он терпеливо и спокойно объясняет им, что это всего лишь канат. Некоторые верят ему и избавляются от страха немедленно, другие же не доверяют и продолжают страдать каждый раз, когда входят в сарай.
Подобным образом и наше восприятие себя и происходящих с нами событий кажется нам реальным, включая эмоции, которые мы испытываем. Но когда мы понимаем, что Я не существует, наши страдания исчезают подобно темноте, освещенной ярким сетом.
Мы понимаем, что наше тело не является отдельным и обособленным, только нам принадлежащим. Наши клетки строятся и обновляются на базе строительного материала и химических элементов, попадающих внутрь с пищей и воздухом.
Очевидно, что молекула кислорода, которую вы вдохнули, вполне вероятно побывала в легких стоящего рядом с вами человека. Мысль, пришедшая вам в голову в эту минуту, вполне возможно посетила массу других умов и была вами услышана или прочитана. Мы все связаны невидимыми нитями и являемся единым мировым организмом как капельки воды в океане.
Нет смысла тревожится и жить в страхе, когда можно наслаждаться, постигая многообразие бытия.
Наши страхи и тревоги основаны на нашем восприятии действительности. Но мы можем научится управлять нашим восприятием.
Во время просмотра хорошего фильма мы активно сопереживаем событиям и переживаниям персонажей, погружаясь в предложенные обстоятельства на время просмотра фильма. Мы злимся и плачем, сопереживая драме, смеемся или замираем от ужаса.
Но мы прекрасно осознаем, что все происходящее не реально. Леонардо Ди Каприо на самом деле не утонул в океане во время крушения Титаника, несмотря на то, что на экране все выглядело очень реально и мы не могли удержаться от слез.
Сказать, что Я не существует гораздо легче, чем осознать это и научится жить, переосмыслив свое восприятие действительности! Мы очень привязаны к идее Я и привыкли воспринимать себя как отдельную единицу мироздания.
Восприятие себя как части единого целого занимает много лет медитации и осознанного наблюдения за собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Трансформация глубоко укоренившейся веры в собственное Я, избавление от привязанностей и страданий - длительный процесс. Но это увлекательное путешествие в собственный внутренний мир стоит того, чтобы его предпринять и совершить массу удивительных отрытий на этом пути.
Не принимайте ничьи слова на веру. Исследуйте себя и делайте свои собственные выводы. Умение управлять собой, своими мыслями и эмоциями сделает вас счастливым и сильным человеком. Желаю вам интересного путешествия в ваш внутренний мир!
из