«…Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого – обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы… Можно выбраться из ловушки. Однако чтобы выбраться из тюрьмы, нужно понять, что ты в тюрьме. Ловушка – это эмоциональная структура человека, его характерная структура.
Мало пользы в изобретении систем мысли по поводу природы ловушки; единственное, что нужно, чтобы выбраться – знать ловушку и найти выход». (В.Райх)
Когда речь заходит об истории развития телесно-ориентированной терапии, в различных источниках будет упоминание о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Для него объектом анализа стала не только информация, сообщаемая пациентом вербально, но и та, что заключалась в его теле: поза и сам склад фигуры, жесты, характер дыхания…
Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и «застревают» там в виде мышечных блоков. Это напряжение, становясь хроническим, приводит к образованию «мышечного панциря», что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека. Проводя годы в подобном корсете, человек становится все более и более «тяжелым», «жестким». В итоге, человек перестает замечать свою скованность и безжизненность. Его жизненная энергия полностью перемещается в голову, сама жизнь становится виртуальной, поскольку лишена непосредственных ощущений, чувств, естественного течения энергии.
Здесь уместно процитировать А.Лоуэна, талантливого ученика В.Райха:
«…Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого – обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы…
Впервые я отметил связь между напряжением и дыханием, когда, будучи кандидатом в корпус обучения резерва, стрелял из карабина в тире. Несмотря на мои старания, пули не попадали в центр мишени. Наблюдая за мной, инструктор посоветовал мне сделать три глубоких вдоха и выдоха и нажать на спуск на третьем выдохе. Он также сказал, что если я буду задерживать дыхание во время стрельбы, то мое тело будет напряжено, и рука будет дрожать. Он был прав, что я и подтвердил своим следующим выстрелом. Этот случай я хорошо запомнил, но я не применял в жизни это открытие вплоть до времени своего лечения у Вильгельма Райха.
Терапия у него наглядно дала мне понять, как часто я задерживаю дыхание. Я мог бороться с этой тенденцией, концентрируя внимание на дыхании. Полезность этой концентрации я мог отметить не один раз во время лечения у стоматолога. Когда я лежу на зубоврачебном кресле, я концентрируюсь на свободном и глубоком дыхании, стараясь одновременно максимально расслабиться. Если дантист не сверлит в сверхчувствительном месте, боль легко переносится, и нет нужды в новокаине. В течение нескольких последующих лет после терапии у В.Райха я работал над своим дыханием».
В.Райх разработал свою систему прямого воздействия на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции. Упражнения послужили основой для дальнейшего анализа ситуаций, отношений с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания.
Терапия по В.Райху состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте:
1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из стороны в сторону.
2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.
3. Шея. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.
4. Грудь. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, рушить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.
5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого.
6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.
7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз «мертвый». Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.
из ПСИХОЛОГИЯ