"cultura" лат. - возделывание, позже - воспитание, развитие, образование, почитание.
И когда я думаю о чае, я прежде всего думаю о чайной культуре
-
Чашка чая, рождающая миры.
"cultura" лат. - возделывание, позже - воспитание, развитие, образование, почитание.
И когда я думаю о чае, я прежде всего думаю о чайной культуре. Мне кажется, эти пять слов перевода с латинского можно дополнить ещё несколькими, и вместе с этим их достаточно. В этом много: вот к примеру, человек хороший чай любит пить. Он поедет куда, возьмет с собой чай. Весьма вероятно, что и посуду прихватит, а иногда и вовсе с полным набором (чабань, хорошая вода..) двинется в путь. И куда он ни придет, этот человек будет иметь волшебную возможность практически из ничего создать культурное пространство. А оно, на чем бы ни выросло, тут же начнет воспитывать, образовывать, развиваться - так уж оно устроено. И это важно. Иметь простой и доступный способ создавать вот такие ресурсные места в любом месте, лишь бы нашлись желающие. И они всегда находятся. Кстати, почему?
Во все времена тяготы жизни балансировались сначала праздничными днями, затем выходными, а теперь еще и досугом. Особое, свободное от хлопот время, побуждает к особому его заполнению. Обряды, ритуалы, церемонии поначалу составляли основу этого времени, формируя зачатки культурного времяпрепровождения. Прошли века и жизнь современного человека неотделима от культуры и ее влияния. Человек нуждается в культуре и культура нуждается в человеке.
Но всё это общие моменты, а нам необходимо вернуться к частности чайной культуры. В чем ее особенность? Доступность, универсальный язык, очевидная польза для здоровья, возможность находить поддержку в чайном сообществе, плотная информационная начинка, а главное - заложенная возможность развития обратившегося к ней. Стоит ли говорить о воспитании вкуса и внимательности, чувствительности к оттенкам?
О том, что увлечение чайной культурой побуждает интересоваться географией, историей, биохимией, китайским языком, керамикой и фарфором, философией и мифологией, музыкой и кулинарией, и список этот почти бесконечен?
Или о потрясающей возможности соединения чая с любыми проявлениями культуры как таковой?
Чайный театр ли, кино, сеансы психотерапии, медитация, музыка, художество, литература, культура поддержания здоровья, ботаника или наука - можно тыкать пальцем в любое место неба и там обнаружить очередной космос.
Это ли не здорово - чашка чая, рождающая миры?
У каждого вступившего на чайный путь есть шанс получить два особенных подарка - неуемное любопытство
(да-да, каких только экспериментов люди с чаем не проводят!) и растущая осознанность, потому как без неё чай не так вкусен. Сейчас эти два качества становятся все ценнее - в безумном хаосе скоростей, изменений и отсутствия стабильности они выполняют функцию компаса и карты.
История иных сортов чая сравнима с историей жизни популярных музыкантов.
Например, Те Гуанинь, чай, затмивший многие и многие сорта, претерпевший множество трансформаций (пластических операций), обросший легендами (слухами) подобен суперзвезде - его знают и любят повсюду и он годами уверенно занимает верхние строчки "таблоидов".
Его манеру копируют, его обливают помоями - мол, уже не тот, фанаты ездят на его родину, любители музыкальной (зачеркнуто) чайной экзотики морщат носики и так далее,
в общем, его славе сопутствует всё то же,
что и славе поп-идола.
Это, конечно, слегка притянутое сравнение, но оно нам нужно для того, чтобы показать, что все это
(вся эта шумиха или даже ее отсутствие) может сильно мешать воспринять сам чай как таковой.
Отринуть всю шелуху, всю полезную информацию, воспоминания, мечтания и просто встретиться с тем чаем, что есть. Уловить свои ощущения, но не спешить их обозвать привычными словами, а дать им растечься и позволить прозвучать всей мелодии, а не только её кусочку. Отчасти это и есть культура чая, которая начинается именно с проживания того опыта, что дарит каждый чай.
Это уже потом она обрастает ножками, рожками, крыльями, ветками и прочей необходимой массой впечатлений.
Почему так трудно действительно пережить встречу с чаем? Суета ли, давление стереотипов, привычка все делить на черное и белое, внутренний шум, желание быть кем-то (например, тем, кто разбирается в чае),
разделение тела и сознания -
сколько причин у неслучившегося?
Что может изменить такую ситуацию?
И зачем, к примеру, ее нужно менять?
Абсолютно точно не нужно, если стоит такой вопрос.
Но если что-то отзывается на эти слова,
если вдруг и правда приоткрылась дверь, за которой ждёт непостижимый мир целостного восприятия, лишенный привычных ярлыков и клише,
то стоит попробовать.
Как минимум потому, что это изменит не только отношения с чаем, но и вообще с миром.
Как?
Внимательно и безоценочно.
Просто ощущая очередность ароматов:
сухой, разогретый, влажный, в чашке, в крышке, от листа, спитой, витающий в комнате, оставшийся во рту.
Ощущая температуру жидкости, посуды.
Ощущая вкус и губами, и всеми частями языка,
щеками, нёбом и горлом, замечая, как он меняется во рту. Замечая, как меняется вкус во время чаепития.
Ощущая свое тело - живот и спину,
голову, руки,
ноги и пальцы - они тоже участвуют и тоже реагируют,
причем куда более честно,
без навязчивых метафор и рассудочных оценок.
Тут главное не сбегать, потому, что обязательно захочется с непривычки. Захочется, весьма вероятно,
дежурно пробежаться по привычному набору,
расставить галочки и дальше уплыть в родную бессознанку. Поэтому придется возвращаться и снова напоминать себе каково это - ощущать по-настоящему.
Это так же непросто, как оживать.
Но, так же важно как жить, жить и знать, что у дождей бывают разные вкусы, а у морей - разные голоса,
у ветров разная температура и плотность,
а земля по-разному пахнет.
Только не нужно впадать в крайность и бросать в помойку недоеденный бутерброд, приготовленный к утреннему чаю. Ведь это тоже является частью вселенной.
«Путешествуя за чаем, узнаёшь мир,
путешествуя с чаем, узнаёшь себя».
Дмирий Каратанов (Платон Бирман)
Роман Закревский (RoZa Photo)
C почтением и уважением.
Чайное Путешествие.
Точный чай.
#чайноепутешествие #точныйчай
"cultura" лат. - возделывание, позже - воспитание, развитие, образование, почитание.
И когда я думаю о чае, я прежде всего думаю о чайной культуре. Мне кажется, эти пять слов перевода с латинского можно дополнить ещё несколькими, и вместе с этим их достаточно. В этом много: вот к примеру, человек хороший чай любит пить. Он поедет куда, возьмет с собой чай. Весьма вероятно, что и посуду прихватит, а иногда и вовсе с полным набором (чабань, хорошая вода..) двинется в путь. И куда он ни придет, этот человек будет иметь волшебную возможность практически из ничего создать культурное пространство. А оно, на чем бы ни выросло, тут же начнет воспитывать, образовывать, развиваться - так уж оно устроено. И это важно. Иметь простой и доступный способ создавать вот такие ресурсные места в любом месте, лишь бы нашлись желающие. И они всегда находятся. Кстати, почему?
Во все времена тяготы жизни балансировались сначала праздничными днями, затем выходными, а теперь еще и досугом. Особое, свободное от хлопот время, побуждает к особому его заполнению. Обряды, ритуалы, церемонии поначалу составляли основу этого времени, формируя зачатки культурного времяпрепровождения. Прошли века и жизнь современного человека неотделима от культуры и ее влияния. Человек нуждается в культуре и культура нуждается в человеке.
Но всё это общие моменты, а нам необходимо вернуться к частности чайной культуры. В чем ее особенность? Доступность, универсальный язык, очевидная польза для здоровья, возможность находить поддержку в чайном сообществе, плотная информационная начинка, а главное - заложенная возможность развития обратившегося к ней. Стоит ли говорить о воспитании вкуса и внимательности, чувствительности к оттенкам?
О том, что увлечение чайной культурой побуждает интересоваться географией, историей, биохимией, китайским языком, керамикой и фарфором, философией и мифологией, музыкой и кулинарией, и список этот почти бесконечен?
Или о потрясающей возможности соединения чая с любыми проявлениями культуры как таковой?
Чайный театр ли, кино, сеансы психотерапии, медитация, музыка, художество, литература, культура поддержания здоровья, ботаника или наука - можно тыкать пальцем в любое место неба и там обнаружить очередной космос.
Это ли не здорово - чашка чая, рождающая миры?
У каждого вступившего на чайный путь есть шанс получить два особенных подарка - неуемное любопытство
(да-да, каких только экспериментов люди с чаем не проводят!) и растущая осознанность, потому как без неё чай не так вкусен. Сейчас эти два качества становятся все ценнее - в безумном хаосе скоростей, изменений и отсутствия стабильности они выполняют функцию компаса и карты.
История иных сортов чая сравнима с историей жизни популярных музыкантов.
Например, Те Гуанинь, чай, затмивший многие и многие сорта, претерпевший множество трансформаций (пластических операций), обросший легендами (слухами) подобен суперзвезде - его знают и любят повсюду и он годами уверенно занимает верхние строчки "таблоидов".
Его манеру копируют, его обливают помоями - мол, уже не тот, фанаты ездят на его родину, любители музыкальной (зачеркнуто) чайной экзотики морщат носики и так далее,
в общем, его славе сопутствует всё то же,
что и славе поп-идола.
Это, конечно, слегка притянутое сравнение, но оно нам нужно для того, чтобы показать, что все это
(вся эта шумиха или даже ее отсутствие) может сильно мешать воспринять сам чай как таковой.
Отринуть всю шелуху, всю полезную информацию, воспоминания, мечтания и просто встретиться с тем чаем, что есть. Уловить свои ощущения, но не спешить их обозвать привычными словами, а дать им растечься и позволить прозвучать всей мелодии, а не только её кусочку. Отчасти это и есть культура чая, которая начинается именно с проживания того опыта, что дарит каждый чай.
Это уже потом она обрастает ножками, рожками, крыльями, ветками и прочей необходимой массой впечатлений.
Почему так трудно действительно пережить встречу с чаем? Суета ли, давление стереотипов, привычка все делить на черное и белое, внутренний шум, желание быть кем-то (например, тем, кто разбирается в чае),
разделение тела и сознания -
сколько причин у неслучившегося?
Что может изменить такую ситуацию?
И зачем, к примеру, ее нужно менять?
Абсолютно точно не нужно, если стоит такой вопрос.
Но если что-то отзывается на эти слова,
если вдруг и правда приоткрылась дверь, за которой ждёт непостижимый мир целостного восприятия, лишенный привычных ярлыков и клише,
то стоит попробовать.
Как минимум потому, что это изменит не только отношения с чаем, но и вообще с миром.
Как?
Внимательно и безоценочно.
Просто ощущая очередность ароматов:
сухой, разогретый, влажный, в чашке, в крышке, от листа, спитой, витающий в комнате, оставшийся во рту.
Ощущая температуру жидкости, посуды.
Ощущая вкус и губами, и всеми частями языка,
щеками, нёбом и горлом, замечая, как он меняется во рту. Замечая, как меняется вкус во время чаепития.
Ощущая свое тело - живот и спину,
голову, руки,
ноги и пальцы - они тоже участвуют и тоже реагируют,
причем куда более честно,
без навязчивых метафор и рассудочных оценок.
Тут главное не сбегать, потому, что обязательно захочется с непривычки. Захочется, весьма вероятно,
дежурно пробежаться по привычному набору,
расставить галочки и дальше уплыть в родную бессознанку. Поэтому придется возвращаться и снова напоминать себе каково это - ощущать по-настоящему.
Это так же непросто, как оживать.
Но, так же важно как жить, жить и знать, что у дождей бывают разные вкусы, а у морей - разные голоса,
у ветров разная температура и плотность,
а земля по-разному пахнет.
Только не нужно впадать в крайность и бросать в помойку недоеденный бутерброд, приготовленный к утреннему чаю. Ведь это тоже является частью вселенной.
«Путешествуя за чаем, узнаёшь мир,
путешествуя с чаем, узнаёшь себя».
C почтением и уважением к читателю.
Чайное Путешествие.
Точный чай.
#чайноепутешествие #точныйчай