популярное

Серебряков покинул Канаду и вернулся в Россию

«Я уехал в Канаду не потому, что там комфортней и сытнее. А потому что, во-первых, там в два раза дешевле жить»

Этот владелец магазина сыграл злую шутку с мамой семерых детей. Но то, что последовало затем – золото!

Сила молитвы!

Как повысить свою самооценку?

Самооценка для наших эмоций, это всё равно что мышцы для нашего тела. Самооценка в принципе это и есть мышцы, только эмоциональные.

15 фотографий первого и последнего дня в школе

Фото, которые вызывают приятные воспоминания о школьной поре...

Эти снимки сделаны удачными фотографами в ту самую секунду, которую возможно никто и не заметил, если бы не их умелые руки! Смотрите и наслаждайтесь!

Ночью в концлагере итальянец тайно срезал ее волосы. Через 65 лет он вернул их своей любимой

Эта история началась много лет назад, и теперь она больше похожа на фильм, чем на реальность. Люди никогда не перестанут пересказывать ее вновь и вновь. И на то, поверьте, есть причины.

Я позвонил ей спустя 5 лет...

Как ни странно, но она даже не сменила номер, как будто ждала. Когда она взяла трубку, меня всего бросило в дрожь.

Маме за 40, а она молодеет на глазах! Призналась, что каждый день смешивает дешевый желатин и…

Косметолог расписала курс бюджетного коллагенового омоложения.

Забрала к себе жить маму. Навсегда...

Забрала к себе жить маму. Навсегда. Ничего заранее не решая, просто одним днем, с одним пакетом. В пакете – колготки, тапочки с надписью «Лучшей бабушке на свете» (подарок моих детей), теплый халат с рубашкой и почему-то наволочка. Мама пакет собирала сама.

Над этими картинами можно размышлять часами. Художник Гурбуз Эксиоглу

...и в них, несомненно, есть какой-то особый смысл

Русская муза Ницше, Рильке и Фрейда

Сам Фридрих Ницше восхищался умом и красотой Лу Саломе, а она отказалась выходить за него замуж...

«Я пережил 8 дней ада»: Иосиф Пригожин и Валерия заболели коронавирусом в Дубае

51-летний Иосиф Пригожин рассказал о серьезных проблемах со здоровьем. Продюсер боролся с COVID-19, который протекал у него в тяжелой форме.

Этот молодой парень мечтал о собственном доме. И вот что он устроил!

Один мой коллега наконец-то переехал в собственный частный дом. Как давно он об этом мечтал! Рассказывая о новом жилище, он сиял как заря.

Соотношение веса и роста

Сегодня легко определить оптимальность показателей вес/рост, ведь существуют индексы Кетле, Наглера и еще минимум десяток различных методик. Все они учитывают возраст человека, пол и его физиологические особенности. Читайте статью - разбирайтесь со своим телом!

Пока мой муж спал, я решила немного полазить в его телефоне

В списке контактов я нашла три номера, записанных как «Самые нежные прикосновения», «Милая слезинка» и «Госпожа моих снов».

6 табу для женщин за 50

Запомните, леди, если вы прожили полвека, плюньте на все и перестаньте таскать на себе лишнее! Речь, кстати, не совсем о вещах...

Я еду туда за впечатлениями! Завораживающие виды и удивительные места в СНГ, где стоит провести выходные

ИНТЕРЕСНО О ПОТРЕБНОСТЯХ ОРГАНИЗМА

УЧИМСЯ УТОЛЯТЬ ЖАЖДУ В ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРОДУКТАХКОМПЕНСИРУЯ ДРУГИМИ ПРОДУКТАМИ.

  1. Общество

КОНСУЛЬТАНТ ПО КРАСОТЕ

О внешности, внутренней чистоте и церковном «дресс-коде».

Бог, семья, карьера — так выстраивает для себя приоритеты Наталья Арсеньевна Головко, в прошлом актриса МХАТа, сегодня бизнес-леди, консультант по красоте и… исполняющая обязанности «доброжелательной дежурной» в больничном храме.

О том, какое значение для женщины имеет внешность, старомодны ли чистота и целомудренность и почему не стоит идеализировать эстетику прошлого — наш с ней разговор.

Мать — народная артистка РСФСР и театральный педагог Кира Николаевна Головко, широко известна по роли графини Ростовой в фильме «Война и мир». Отец — Арсений Григорьевич Головко, бессменный командующий Северным морским флотом во время Великой Отечественной войны, умер в 1962 году (предположительно от лучевой болезни после испытаний ядерного оружия на Новой Земле). В свое время семья жила в знаменитом Доме на набережной.

В 1974 году Наталья Арсеньевна окончила Школу-студию МХАТ, 15 лет играла во МХАТе. Сегодня вместе с мужем руководит студенческим театром при МГИМО. Консультант по красоте компании Mary Kay. Духовная дочь епископа Пантелеимона (Шатова). Раз в неделю дежурит в больничном храме в качестве катехизатора или «доброжелательной дежурной». Воспитала сына и дочь.

— Наталья Арсеньевна, Вы помогаете в храме — по мнению многих, это территория запретов в том, что касается внешности. И, вместе с тем, Вы — консультант по красоте, имеете дело с косметикой. Нет ли тут внутреннего раздвоения, противоречия?

Конечно, если б внимание к своему внешнему виду было последним, что стояло бы между нами и Богом, — я понимаю: да бросить, конечно, это дело! Но это совсем не так. Для меня — противоречия нет. Когда я выбирала профессию «консультант по красоте», я уже давно была в Церкви, и внутренних сомнений в том, что женщина должна за собой ухаживать, у меня не возникало. Огромное количество светских, нецерковных женщин в России не считают нужным следить за собой, и, мне кажется, от этого они не становятся ближе к Богу ни на один сантиметр. Поэтому раздвоения никогда не было. Но вот перед тем как спросить благословение у духовника, я, конечно, порядочно волновалась.

— На Ваш взгляд, это вопрос, требующий участия духовника?

Вообще, я думаю, человек, который давно в Церкви, во многом должен быть сам себе критерием, и спрашивать у духовника: «Благословите открыть форточку», когда ты 10 лет исповедуешься и причащаешься, уже странно. Но если речь заходит о действительно важных в жизни решениях — другое дело! Поэтому, когда встал вопрос, становиться ли мне профессионалом в индустрии красоты, я спросила владыку Пантелеимона (Шатова), тогда еще отца Аркадия, он был моим духовником. Батюшка взял с собой на Афон статьи про компанию, в которой я собиралась работать, почитал, сказал, что выглядит все очень достойно. А потом задал грозный вопрос, которого я боялась: «А что с декоративной косметикой?..»

«Вы знаете, — ответила я дрожащим голосом (я его очень уважаю, но все-таки тогда постаралась настоять на своем), — если женщина не пользуется декоративной косметикой, я никогда не буду ее уговаривать. Но если уже пользуется, то я постараюсь научить ее делать это ненавязчиво и деликатно».

— К декоративной косметике многие относятся отрицательно, недаром часто называет ее «штукатуркой». Это ведь не просто так — как Вам кажется?…

Но ведь и дом штукатурят, делают краше! Мне кажется, пока наше лицо не светится, как у Серафима Саровского, почему же его нельзя украсить, позаботиться о нем?

Да, если подходить строго формально, то придется сказать, что в этом есть некое лукавство, желание казаться лучше, чем мы есть. Если подходить формально, то и каблуки, получается, лукавство: ими мы зрительно делаем ноги длиннее; и хорошо сшитое платье определенной раскраски и цвета и фасона — тоже лукавство, потому что им мы скрываем недостатки фигуры.

Но я думаю, что формальный подход тут не годится. На мой взгляд, здесь дело в другом…

— В чем именно?

Я много думала и читала на тему красоты, женственности, и пришла к выводу, что внешность — это женский способ общения с миром, наш разговор с окружающим миром. Если мужчина прямой, прагматичный, жесткий, даже, может быть, грубоватый, то женщина просто другая. И было бы, мягко говоря, странно, если б она походила на мужчину прямотой, рассудочностью.

На мой взгляд, для женщины внешность всегда имеет значение. Она может сказать, что рада и довольна жизнью, счастлива, что у нее все хорошо — элементами своего костюма, прически, в конце концов, своей декоративной косметики. «Пусть не думают, что многодетные живут плохо», — говорила одна матушка, у которой к тому моменту было уже четверо детей, и подкрашивала реснички, когда выходила с малышами на улицу.

Мне кажется, это желание нести в окружающий мир какую-то гармонию, и оно естественно для прекрасной половины человечества. Когда мы хорошо, продуманно, аккуратно одеты, причесаны, когда у нас свежее лицо — по-моему, это правильно. Тем более, в окружающем нас безумном мире. Напротив, в отказе от ухода за собой может крыться гордыня: «А вы примите меня такой, какая я есть!»

Говорят, женщина должна, прежде всего, обладать внутренней красотой, любить, быть жертвенной. Но посмотрите, сколько хмурых лиц на улицах, в московском метро: какая война случилась? Кого похоронили?! Жертвуют-то от полноты, надо чтобы было, что отдавать, а когда нет никаких сил (и это бросается в глаза по одному внешнему виду!), какая может быть жертвенность?..

«ФЕЙС-КОНТРОЛЬ» НА ПОРОГЕ ХРАМА

— Многие женщины, которые следят за собой, в храм все же стараются одеться не так, как обычно: неброско, не слишком красиво, чтоб никого не смущать. Как Вы на это смотрите?

Конечно, в этом есть смысл: слишком броская одежда будет отвлекать «некрепких» прихожан. Я помню, как к нам в храм зашла на службу девушка в псевдорусском сарафане, подчеркнуто стилизованном, даже вычурном. Мне это сразу бросилось в глаза, выбило меня из колеи. Но это же говорит не о ней, а обо мне, о том, что я готова в любую минуту всех пересчитать и сказать: «У этой то не так, а у той это не эдак». Будь я по-настоящему в службе, в молитве, меня нисколько бы не отвлек никакой сарафан…

Понятно, что юбка должна быть длиннее и свободнее — чтоб и наклониться, и встать на колени было удобно и прилично. Но это не значит, что она должна быть некрасивой. Понятно, что голова должна быть покрыта, но почему обязательно и непременно платком? Первоначально это был элемент крестьянской одежды…

Посмотрите на фотографии императрицы Александры Федоровны или великой княгини Елизаветы Романовой, прославленных в лике святых: как изящно они одевались! Говорят, великая княгиня Елизавета много времени проводила перед зеркалом — положение обязывало, она должна была продумать каждую деталь своего облика. Но даже став монахиней, она выглядела великолепно: всегда опрятно и со вкусом одетая. И фасон ее знаменитого белого одеяния, как и форму сестер Марфо-Мариинской обители, придумал сам Нестеров.

Я помню, у нас в спектакле «Иванов» было одно настоящее, реставрированное платье XIX века, которое действительно когда-то кто-то носил. Это же бездна тонкости и вкуса! В перерывах между репетициями мы с коллегами рассматривали это платье: как элегантно оно сделано, с какими отделками, с какими вставочками… Сегодня эта элегантность, эта тонкость не востребована.

— Может быть, это было прерогативой высшего сословия XIX века? Сегодня его нет, а потому нет и не может быть и подобной культуры одеваться.

Я могу привести пример из нашего времени: мой театральный педагог, Софья Станиславовна Пилявская, тоже была удивительно красивая, элегантная женщина. Я помню, как она даже курила элегантно, «Герцеговину флор», с мундштуком, хотя при этом говорила: «Никогда этого не делайте!» Она привыкла курить, когда были голодные времена, чтоб заглушать чувство голода, а разучиться так и не смогла… Дело в чувстве стиля, оно тогда воспитывалось и было живо еще в поколении моих родителей, а сегодня, мне кажется, оно утрачено. И некоторые привычки нашей Церкви, к сожалению, во многом из советского периода.

— Вас это удручает?

Да, это печально. Мне кажется, часть людей пришла в храм, тоскуя по жесткому руководству. Им очень не хочется самим отвечать за свою жизнь, а гораздо легче жаловаться, чем самостоятельно делать выбор, принимать решения и отвечать за них — это, я считаю, черта нашего поколения. И когда я вижу, что в храме все серенько и черненько, одинаково, уныло, у меня сразу возникает вопрос: чего люди здесь ищут? Социалистическую общность, когда все одинаковые, и никто не выделяется?.. А ведь каждый для Бога — неповторимая личность! Индивидуальность не является каким-то злом. У Льюиса есть автобиографическая книга «Настигнут радостью». И вот как бы хотелось, чтобы эта радость — радость быть христианином, радость каждодневного «Верую!» — настигла бы всех нас по-настоящему!

Вы знаете, как-то в проповеди владыка Пантелеимон сказал: «Если бы мы сегодня увидели святых, мы бы очень удивились. Потому что это не мрачные аскеты, они были очень радостными, светло настроенными и энергичными людьми». Я думаю, это действительно так! В них действительно, наверное, чувствовалась энергия и сила, а не наша привычная изможденность, когда мы «Христос воскресе!» крикнуть как следует не можем.

— Разве в Церкви Вам не встречались светлые и радостные люди?

Конечно, встречались. Для меня одним из образцов настоящего христианского духа, настоящей внутренней радости и смирения была тетя Нюра. Наверное, точнее будет сказать баба Нюра, потому что она была уже в почтенном возрасте. Без улыбки я ее не видела никогда! И никогда она в «мешках» не ходила — всегда симпатично, даже нарядно одета, всегда в белом, аккуратном платочке. Заметьте: в белом, не черном. Можно было любоваться, как она слушает богослужение, как разговаривает с молодыми девчонками. Прожила трудную жизнь — она работала без выходных дояркой в колхозе — но всегда светилась радостью и доброжелательностью.

БОГ, СЕМЬЯ, КАРЬЕРА

— Это упрощение, но все-таки среди православных существует некий устойчивый стереотип: вера, семья, жертвенность — с одной стороны, внимание к себе и своей внешности — с другой…

Вы знаете, как это ни странно прозвучит, но о том, что для женщины крайне важна семья, я услышала именно в своей косметической компании. Это для меня было настоящим открытием! Поскольку в театральных кругах семья всегда считалась помехой. Например, когда стало известно, что моя мама беременна вторым ребенком, Алла Константиновна Тарасова, народная артистка СССР, подошла к ней и сказала: «Ты кончилась как актриса».

И когда родился мой сын, я через месяц после его рождения вышла на работу в театр и радовалась, что у меня пропало молоко и мне не надо его кормить! А потом, кажется, всю молодость только и думала, куда бы сына деть на время моих репетиций, съемок и спектаклей! Хотя я его всегда очень любила…

В 1990-е годы я прочитала автобиографию основательницы компании, Мэри Кей Эш, и очень удивилась тому, как она построила свою шкалу ценностей: «Бог, семья, карьера». В России эти ее слова исказили: перевели как «вера, семья, карьера», в смысле «вера в себя» — у нас же толерантность, светское государство… Но я-то читала эту книгу в оригинале, и там ясно написано «God» (Бог. — Ред.). Мне очень близка эта философия, я поняла, что я в этой профессии, в этой компании на своем месте. И свою дочь, родившуюся в 1993 году, растила уже совсем по-другому: это стало самым главным делом в моей жизни!

— Для сферы бизнеса, предпринимательства такая шкала ценностей звучит непривычно…

Да, но она работает! Женщине незачем в жертву карьере приносить свою семью. В этом смысле я искренне восхищаюсь национальными лидерами нашей компании. Многие из них уже в зрелом возрасте очень хорошо выглядят (при том, что колоссально много трудятся), а мужья и дети обожают их и восторгаются ими. Кстати, немало этих женщин, поднявшихся в своем бизнесе очень высоко, приходят в храм. И, что очень важно, я не вижу в них черт портрета Дориана Грея, которые проступают с возрастом.

— Что Вы имеете в виду?

Как говорила Коко Шанель, к 40 годам женщина имеет то лицо, которое заслуживает. С возрастом все пороки становятся видны — я наблюдала это на лицах многих людей искусства, поскольку работала в театре — это действительно портрет Дориана Грея. Есть, напротив, удивительные лица, удивительные известные люди — каким был, например, Иннокентий Смоктуновский, необыкновенный актер и человек. Каким он был в жизни, таким оставался и на сцене, и наоборот — как-то внутренне светел, чист, благороден.

О «БЕЛЫХ ВОРОНАХ»

— Чистота написана на лице человека?

Конечно! Тут ничего не надо придумывать, не надо чистоту демонстрировать черными платками, закрытыми наглухо кофтами. Вы знаете, я запомнила фразу, которую часто повторяла моя бабушка: «Женщина должна поставить себя так, чтоб иметь возможность войти в ресторан одной и выйти одной». То есть, чтоб никому в голову даже не пришло, что к ней можно подсесть или пристать, что она может позволить себе какой-то флирт. Конечно, заговорить с кем-то она может, но должна иметь возможность уйти одна, если хочет. Это мне запомнилось…

И, видимо, это отношение как-то мне передалось с молоком матери. Так что на театральном курсе я вдруг оказалась «белой вороной» — не получалось у меня быть как все. До поры до времени сокурсники про меня говорили: «Ну что, водочки? А девушкам «Фетяску» (это сухое вино). А впрочем, это только для Головко». Я обижалась, мне хотелось от этого избавиться! Было ужасно стыдно, что я выросла такая «отсталая», такая «перестарка» — в 19 лет все еще девушка.

«Белых ворон» на нашем курсе было двое: еще одну девочку, петербуржанку, тоже «ломали», потому что на ней была написана чистота, неиспорченность, удивительная наивность, какое-то внутреннее благородство. Я помню, студентки, которые вместе с ней жили в общежитии, однажды заперли ее в комнате и сказали через дверь: «Пока матом не выругаешься, мы тебя не выпустим! Пора становиться актрисой!».

— Значит, Вы себя все-таки «ломали», переделывали?

Да, я пыталась стать как все. Считая себя, во-первых, старомодной — особенно когда на втором году обучения руководитель нашего курса мне сказал: «Наташа, ты понимаешь, нам девочки на курсе не нужны. Мне нужна на сцене женщина!»… А во-вторых, я долго не могла привыкнуть к преувеличенности эмоций не только на сцене, но и в жизни. Ведь в театре всегда стоял вопрос: есть у тебя темперамент или нет? Можешь ты в себе возбудить страсти? Это, естественно, и в жизнь просачивалось: невольно многое и в быту выходило наигранно, переливалось через край.

Я старалась «возбудить страсти» в жизни во всю! Помню, в какой-то момент ссоры с супругом швырнула на пол чугунную сковородку, вместе с горячими котлетами, и… разбила ее — чугунную!..

Но все равно не удавалось мне вписываться в общую канву. Воспитание очень мешало. Я не знала многих матерных слов, каких-то пошлостей, за что меня высмеивали. Ведь самое страшное ругательство, которое я слышала от своего папы — «турок». И все! Он из терских казаков, поэтому «турок» было ругательством. И с мамой они никогда не ссорились, не кричали друг на друга, не били посуды…

«ОНИ БЫЛИ ДОБРЕЕ НАС»

— Что было такого необычного в Вашем воспитании? Что в поколении Ваших родителей особенного?
Это совсем другое поколение. Моя мама — совершенно другой человек, чем я: очень женственная, благородная. Когда мы с ней ездили на гастроли, она всегда брала с собой фарфоровую чашечку, блюдечко, серебряную ложечку, салфетку. Потому что все должно было быть по-человечески, а не как придется.

Таким было воспитание! Например, мы в детстве не могли встать из-за стола без разрешения.

Я помню, пьесу Булгакова «Дни Турбиных» я впервые услышала в 12 лет в исполнении мамы — редко, но она читала нам вслух. Все очарование этой пьесы — еще оттуда, от того, как она нам читала эти четыре акта, а не из спектакля, который мы впоследствии ставили. Помню, как я плакала, когда мама рассказывала о дуэли Пушкина, о том, как он ум

из Анна Бунтова
ТЕГИ:
Красота, Женщина, Церковь
Комментарии (3)
3 комментария
Комментировать
aa

Прочтите!!! Прочтите!!! Прочтите!!! Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей.

Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали. Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет… Когда Мишка лежал в реанимации, ему пообещали, что его сказку еще будут читать.
На сегодня – ему лучше. Поделиться этой сказкой -
одно из тех Чудес, что мы можем сделать своими руками – чтобы исполнилось желание ребенка, и сказка прошла более длинный путь. Мишка заслужил это...

СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ
«Жил-был маленький золотистый лунный лучик. Он был совсем тонкий, с трудом пробивался сквозь густые тучи. В сумрачном лесу он часто терялся среди веток, и не мог попасть в комнату через окно, если шторы были задернуты. Он мечтал стать таким, как старшие братья – сильные и яркие солнечные лучи, что бы приносить всем тепло, жизнь и радость. Лучик печалился: «Неужели я всегда буду таким слабым? Что я смогу сделать хорошего?» Но однажды красивая серебряная звездочка сказала ему: «Мы с тобой – особенные. Мы умеем светить ночью и дарить миру волшебство. Просто гори от всего сердца и ничего не бойся!» И лунный лучик побежал по темной воде реки и нарисовал сверкающую дорожку. Все птицы, рыбы и даже деревья на берегах залюбовались ею. Потом лучик пробрался в открытую форточку одного дома и ласково погладил по щеке малыша, который увидел сказочный сон. Лучик заиграл на лесной листве и помог заблудившемуся оленёнку найти свою маму. А к утру он, усталый и счастливый, возвратился домой – в лунный диск. И спрятался там до заката, до следующих подвигов!»

Если вы поместите эту сказку у себя на странице, Мишка Вам будет очень признателен, возможности разместить свою сказку в интернете у него нет. СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВСЕМ, КТО ПРОЧИТАЛ СКАЗКУ, КТО РАЗМЕСТИЛ У СЕБЯ – ВСЕМ, КТО ПОМОГАЕТ ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ! И ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ПОПРОСИМ ВЫСШИЕ СИЛЫ ПОМОЧЬ МАЛЕНЬКОМУ СКАЗОЧНИКУ НАПИСАТЬ ЕЩЕ ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ МНОГО СКАЗОК! Давайте побудем тем светлым лучиком...
P.S денег никаких не нужно. Просто прочтите...
Передайте сказочку другим читателям.
Порадуйте ребёнка. из Оля Мачильская
Комментарии
комментарии
Комментировать
Подписка