Из окон своей квартиры знаменитый модельер Жан-Клод Житруа каждый день может видеть Париж как на ладони — и не умирать, а жить припеваючи.
Гостиная на втором этаже дуплекса Жан-Клода Житруа в Париже. Диван по дизайну Рона Арада. Кресло по дизайну Чарлза и Рэй Имз, Vitra. У камина кожаное панно работы Сезара.
В книжном шкафу модельера Жан-Клода Житруа хранится множество копий романа Маргерит Юрсенар "Воспоминания Адриана": он покупает новый экземпляр каждый месяц, и у него есть несколько первых изданий. "Я дарю их друзьям. Мне нравится стиль Юрсенар", – говорит он. Но еще больше ему нравится то, что она когда-то жила в отеле, который был на месте его парижского дуплекса. "Я убежден, что у меня живет ее призрак!"
Жан-Клод Житруа в гостиной на втором этаже своей парижской квартиры рядом со скульптурой авторства Ричарда Орлински.
Впрочем, на покупку квартиры, случившуюся в 1983 году, Житруа подвигли отнюдь не литературные ассоциации. Просто квартира оказалась шикарнейшая – с видом на сад Тюильри, Лувр и Эйфелеву башню. Житруа помнит времена, когда музей д'Орсе был еще заброшенным вокзалом, а в саду на газоне стоял огромный паук работы Луизы Буржуа.
Фрагмент гостиной. На манекене — одно из прославивших Житруа кожаных боди. На стене фотография Леди Гаги в аналогичном предмете одежды (фотограф Франсуа Бертье).
Модельер с наслаждением описывает ярмарку, которая разворачивается под его окнами зимой: "Так дивно пахнет сахарной ватой и жареными сосисками!" Единственное неудобство – колесо обозрения, оно приходится как раз на уровень окон его спальни. "Просыпаюсь я как-то голышом – а на меня в окошко люди смотрят", – хихикает модельер.
Столовая на первом уровне квартиры. Комод эпохи Регентства. На стене старинный гобелен — копия картины Рубенса "Смерть Деция Муса".
Квартира его изначально была одноуровневой, но двенадцать лет назад он купил второй этаж и попросил дизайнера Кристофа Пийе построить ему между ними геометричную лестницу. "Всякий модельер со времен Шанель мечтает о своей лестнице", – объясняет Житруа.
Кабинет Житруа. Секретер времен Медичи (XVII век) и письменный стол эпохи Людовика XV — семейные реликвии. Cтулья периода Директории перетянуты белой кожей.
Вообще-то модельером он стал сравнительно поздно: по профессии врач, занимался вопросами психомоторики, работал в Институте Юнга в Цюрихе, шесть книг написал. Но в 1976 году, в возрасте тридцати двух лет, внезапно решил заняться модой и сразу преуспел – среди его клиентов и поклонников числятся Элтон Джон, Бейонсе, Селин Дион и Леди Гага.
Коридор первого этажа. Справа фрагмент лестницы, спроектированной Пийе. На консоли скульптура работы Пьера Ле Фаге. В глубине на стене кабинета висит портрет герцога де Монтиньи, XVII век.
Модный стиль Житруа достаточно радикален, и интерьер квартиры ему под стать. Стены покрашены в нейтральный белый, зато в подборе мебели и предметов искусства царит принцип контраста: полы на одном этаже паркетные, но с черным ковром, на другом – покрыты белым лаком. "Их каждые полгода приходится подновлять. Но уж больно мне нравится контраст шикарного черного и успокаивающего белого".
Фрагмент гостиной на втором этаже. Консоль эпохи Наполеона III. На ней скульптура граффити-художника JonOne. Картина Фернана Бельмонте (1927).
Вещи либо очень старые и классические, либо очень новые и смелые. Так, в столовой у него висит гобелен по картине Рубенса "Смерть Деция Муса", в кабинете стоит секретер времен Медичи и стол эпохи Людовика XV (все – семейные реликвии). И там же, в кабинете, висит малопристойная фотография работы Ранкина, изображающая украшенный сердечками лобок его (Ранкина) жены, а в гостиной стоит диван по дизайну Рона Арада.
Фрагмент кабинета. Над антикварным буфетом эпохи Наполеона III висит фотография работы Ранкина.
Еще один предмет искусства, гораздо менее смелый, модельеру очень дорог – это панно, которое художник Сезар собрал из кусочков кожи, поднятых с пола в ателье Житруа. "Сезар был совершенно раблезианским типом: обожал вино, еду и женщин", – вспоминает Жан-Клод.
Вид из гостиной второго этажа в спальню Житруа.
В жизни Житруа еда занимает периферийное место: кухня у него крохотная, дома он обедов не устраивает, ходит по окрестным ресторанам. "Меня там каждая собака знает, я никогда не ужинаю в одиночестве". Вечеринки, правда, бывают часто, иногда очень театрализованные. Однажды, например, он вывесил наружу из своих окон стулья, к которым были ремнями безопасности привязаны приглашенные танцоры. То-то было на что с колеса обозрения посмотреть!
Спальня хозяина квартиры. Прикроватные тумбочки Balancing Boxes, дизайн бюро Front, Porro. Ваза с цветами, Lalique, 1930‑е годы. Лампы, Armani Casa. Над кроватью литография Сальвадора Дали.
Житруа признается, что интерьер его все время меняется – он любит переставлять вещи с места на место. Но не подумывает ли он сменить квартиру, в которой прожил уже больше тридцати лет? "Да господь с вами. Я отсюда только на тот свет перееду!"
Гостевая спальня. Скульптура пантеры работы Ричарда Орлински сделана из хромированного пластика. Гобелен XVIII века.
Вид из окон квартиры Житруа в буквальном смысле открыточный: Эйфелева башня, музей д'Орсе, Дом инвалидов, сад Тюильри. "Я категорически утверждаю, что это лучший вид в Париже!" — говорит модельер.
Текст: Иэн Филлипс
из admagazine