Во времена СССР эти игральные карты были одними из самых распространенных. И мало кто знал, что у изображений есть реальные прототипы. Причём, совсем не пролетарского происхождения.
Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, именно эта - "Русский стиль"! Ничего необычного, на первый взгляд, в них нет.Мы настолько привыкли к
этим рисункам, что не обращали внимания на одежду
карточных героев.
Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и
дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники
последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в
1903 году. Антисоветчина?
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна
В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи 17 века. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.
Убедитесь, что карты колоды "Русский стиль" срисованы с участников костюмированного бала:
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.
Прототипы бубнового валета и трефовой дамы
Прототипы червовой дамы и трефового валета
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в "Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце". Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.
В 1911 г. немецкие мастера фабрики "Дондорф" разработали эскизы для карт, а в 1913 году их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием "Русский стиль" был приурочен к 300-летию дома Романовых. После революции мануфактура была закрыта, в 1923 она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.
Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым
Участники последнего костюмированного императорского бала
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о последнем костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
из Kulturologia.ru