Кажется, этот год был полон надежд, которые себя не оправдали; начинать в таких случаях принято с Дональда Трампа (надежда заключалась в том, что он не будет настолько плох), но сейчас речь идет о российском кинопрокате. Некоторые важные ленты на большой экран так и не попали, но из тех, что пробились туда через квоты Мединского (или с их помощью), некоторых лучше бы и не было: ждать их было иногда даже приятно, но просмотр оставил горькое послевкусие. Важно: это список не худших фильмов (именно поэтому тут нет «Крыма»), но откровенно разочаровавших (именно поэтому здесь есть скандальная костюмная драма, победившая в голосовании читателей The Village).
Текст: Алиса Таёжная
25
«Роковое искушение»
реж. София Коппола
Чего ждали: Трансгрессивную Софию Копполу об убийстве в девичьем пансионе.
Что получили: Очень буквальный ремейк первоисточника — фильма с Клинтом Иствудом из ранних 70-х. Каннский приз за режиссуру обещал совсем новый масштаб и непривычную Копполу, которую мы не знали. Оказывается, чем Коппола дороже, тем больше она отталкивает: сделанный мастерски по картинке, фильм откровенно пустоват и почти не исследует пограничные состояния, в которых на Кидман, Данст, Фаррела и Фэннинг было бы действительно интересно смотреть.
24
«Взрывная блондинка»
реж. Дэвид Литч
Чего ждали: Главный хит лета о спецагентке, методично убивающей людей под хиты 80-х.
Что получили: Неплохой, но не сводящий с ума экшен, не оправдавший глобальных ожиданий. Во «Взрывной блондинке» бездна классных трюков и толковой работы с камерой и ритмом, но каждая сцена оставляет послевкусие — это могло быть просто восхитительно, а оказалось просто нормально. Лучшее из всех разочарований года и поэтому, наверное, самое обидное (но Шарлиз Терон все равно богиня).
23
«Великая стена»
реж. Чжан Имоу
Чего ждали: Виртуозный бодрый экшен с впечатляющими батальными сценами от режиссера «Дома летающих кинжалов» и «Героя».
Что получили: Преступление против хорошего вкуса с сырыми компьютерными эффектами, нарисованными толпами солдат и очень неуместным Мэттом Дэймоном. Это самый дорогой китайский фильм в истории, снятый очень важным режиссером. Провал «Великой стены» — еще одно доказательство того, что в кино деньги никогда не решают все.
22
«Конг: Остров черепа»
реж. Джордан Вот-Робертс
Чего ждали: Сборную солянку из фантастических существ с Кинг-Конгом в центре истории — лучшее из оригинала франшизы 1970-х и эпоса Питера Джексона.
Что получили: Ходульный и медленный фильм с плохо собранной командой актеров на тропическом острове. Тварей слишком мало, нагнетания слишком много, ни одна сцена фильма в итоге даже близко не окупает цену входного билета. Может ли быть, чтобы джунгли звали настолько уныло?
21
«Босс-молокосос»
реж. Том МакГрат
Чего ждали: Неглупый детский мультфильм о детской ревности c уловимой харизмой Алека Болдуина.
Что получили: Неуверенный, спотыкающийся мультфильм фабричной сборки, пытающийся стать Pixar, но даже близко к нему не приближающийся. Очевиднее всего ошибки «Босса-молокососа» становятся на фоне потрясающей «Тайны Коко» или «Головоломки», остроумно объясняющих детские привязанности и эмоции. Алека Болдуина в русской озвучке разглядеть невозможно.
20
«Мумия»
реж. Алекс Куртцман
Чего ждали: Тома Круза в новой версии любимого фильма детства.
Что получили: Тома Круза в новой версии любимого фильма детства, если считать по умолчанию, что новое — это почти всегда более механическое и тоскливое. Барханы, роковая брюнетка и колодец мирового зла не помогают стать истории хоть немного человечнее, и даже Круз, вволю стебущийся здесь над экшен-версией себя, не может ничего исправить. Подружка главного героя — еще одна генетическая проблема почти каждого блокбастера, в этом случае примерно хуже всех. Зато все, что Крузу не удалось здесь, у него получилось в «Сделано в Америке».
19
«Красавица и чудовище»
реж. Билл Кондон
Чего ждали: Новое дыхание любимой диснеевской сказки с фантастическими песнями, смешными персонажами и Эммой Уотсон, которая ради этой роли отказалась от «Ла-Ла-Ленда».
Что получили: Покадровую пересъемку оригинала в театральных павильонах и Уотсон, игравшую, как многие пошутили, хуже компьютерного чудовища. То, что случилось со второстепенными персонажами в этом фильме, — настоящее преступление: пластилиновые Люмьер и Когсворт должны подавать в суд. Вся легкость и душа улетучились — и в музыкальных номерах это чувствуется сильнее всего.
18
«Сфера»
реж. Джеймс Понсольдт
Чего ждали: Захватывающую антиутопию о молодой девушке, раскрывающей заговор технокомпании будущего и ее лидера.
Что получили: Самую заурядную из возможных антиутопий, проигрывающую самому плохому эпизоду «Черного зеркала». Кажется, Эмма Уотсон — не такая сильная актриса, какой привыкла себя подавать, а хорошие инди-режиссеры типа Джеймса Понсольдта («Конец тура», «Замечательное сейчас») не на шутку запутываются, приходя в кино с очень большими деньгами.
17
«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»
Чего ждали: Что будет не так больно глазам и мозгу.
Что получили: 35-е продолжение когда-то обаятельного, ни к чему не обязывающего и дурацкого фильма, который изобрел столько забавного в развлекательном кино — сейчас об этом уже и не вспомнить. Море, приключения, призраки и прекрасные девы давно создаются для этой франшизы в отдельном аквариуме маркетинговых исследований.
16
«Трансформеры: Последний рыцарь»
Чего ждали: Финальный аккорд франшизы о боевых межгалактических роботах.
Что получили: Большой взрыв с примесью пророчеств из «Путешествия времени». В русской версии фильм загубил свинцовый монтаж, но и международные зрители наконец сдались и забросали финал саги тухлыми помидорами. Кто-то из нас еще помнит первый фильм, где Бамблби исполнял брейк-данс, а Меган Фокс полировала капот машины, — следов этому не найти. В финале много лет спустя остался только чудовищно много зарабатывающий Марк Уолберг и схватка трансформеров у истоков Вселенной.
15
«Путешествие времени»
реж. Терренс Малик
Чего ждали: Эпос Терренса Малика об истории планеты с впечатляющими документальными съемками природы.
Что получили: Петляющий по кругу и оставляющий в недоумении документальный фильм, вызывающий зевоту. Пафосный закадровый монолог (в оригинале — зачитанный Брэдом Питтом или Кейт Бланшетт, в российском прокате — Константином Хабенским) пытается связать воедино все, во что верит Терренс Малик, но куда больше ему это удавалось в последних художественных фильмах. «Путешествие времени» тонет в тавтологии и интонационно напоминает видео для вербовки в духовный культ.
14
«Фантастическая любовь и где ее найти»
реж. Саймон Эбауд
Чего ждали: Британскую версию «Амели» о скромной девушке, с которой происходят чудеса.
Что получили: Эпигон всеми любимого фильма, где сотни подсмотренных у других режиссеров деталей так и не выстроились в самостоятельное кино. «Фантастическая любовь» сочится сентиментальностью, позами, зачитанными с листа пафосными репликами совсем бумажных персонажей. Взгляд на романтику без фантазии и понимания ее природы.
13
«Тюльпанная лихорадка»
реж. Джастин Чадвик
Чего ждали: Красивую мелодраму о Голландии XVII века.
Что получили: Видеоклип, наполненный клише из учебника по МХК о том, как выглядел Золотой век в Нидерландах. Непонятно, как такое количество отличных людей — Вальц, Викандер, ДеХаан — пропали так, что от фильма в памяти не осталось ничего, кроме ярко-синего платья. «Тюльпанную лихорадку» необходимо проходить в сценарных курсах, раскладывая на уроки «20 клише, которые убьют ваш фильм».
12
«Про любовь. Только для взрослых»
реж. Нигина Сайфуллаева, Павел Руминов, Наталья Меркулова
Чего ждали: Актуальный ромком на русском языке о чувствах в большом городе.
Что получили: Напичканный по-настоящему стыдными шутками фильм, в котором оживают русские поговорки о нехитрых страстях мужчин и женщин. В любви есть десятки оттенков манипуляции, иронии, нежности и страсти, но авторы изобразили клоунами всех без исключения — от 40-летних поедателей экстази до алчущих внимания девственниц. Очень жаль, что эти карикатурные аватары — герои самого массово признанного отечественного фильма о любви.
11
«Убийство в „Восточном экспрессе“»
реж. Кеннет Брана
Чего ждали: Новый взгляд на самый известный детектив Агаты Кристи.
Что получили: Слишком театральный и напичканный спецэффектами спектакль по мотивам книги, вся тонкость которой — в полупрозрачных деталях. Несмотря на десяток великих актеров в главных ролях, вместо современной и свежей экранизации получился музей восковых фигур.
10
«Субурбикон»
реж. Джордж Клуни
Чего ждали: Едкую сатиру от людей, понимающих в хорошем юморе все, — Клуни и братьев Коэн.
Что получили: Застрявший в прошлом, резиновый и ненатуральный фильм — слабую пародию на лучшее, что когда-то делали все участники процесса. «Субурбикон» неумело склеивает две истории в одну так, что обе теряют фокус, а также напичкан устаревшими гэгами и хроническими переигрываниями. Переношенная, устаревшая и до обидного вторичная сатира, что для сатиры — смертный приговор.
9
«Перестрелка»
реж. Бен Уитли
Чего ждали: Лихую и очень смешную бойню на складе оружия от злого Бена Уитли.
Что получили: Довольно инертный экшен, теряющий динамику где-то через 40 минут после начала: но первая половина, показавшая все, на что способны герои, оказывается похоронена под часом бесцельной стрельбы и предсказуемым финалом. От Бена Уитли принято ждать как минимум чего-то более радикального.
8
«Моя девушка — монстр»
реж. Начо Вигалондо
Чего ждали: Скрещение ромкома и фантастики о безумной девушке — идеальный пример смеси жанров.
Что получили: Посредственную историю инфантилов, выясняющих отношения. Все происходящее с героями Хэтэуэй и Судейкиса приправили катарсисом и многолетним конфликтом. Ни комедии, ни тем более борзой фантастики вообще не получилось — получилась драма о неслучившемся сближении, неуклюже балансирующая между недостаточно смешным и неинтересным.
7
«Меч короля Артура»
реж. Гай Ричи
Чего ждали: Долгожданный камбэк Гая Ричи при участии лучших мужчин поколения.
Что получили: Обидный мешап из средневековых клише, плохих боевиков и мужской мясорубки. В десятилетие «Игры престолов» дорогие и масштабные вещи должны быть сделаны куда изящнее, а после «Монти Пайтона и Священного Грааля» со средневековьем можно сделать вообще что угодно. Ричи пытается вернуть триумф ранних фильмов, но чем сильнее набирает обороты, тем хуже у него это получается.
6
«Очень плохие девчонки»
реж. Люсия Аньелло
Чего ждали: «Девичник в Вегасе» с отличными актрисами.
Что получили: Очень плохую и спорную со всех точек зрения вариацию комедии на тему «жизнь меняется за одну ночь». Совершенно несыгранный ансамбль разных женщин, дежурные шутки про стриптиз и кокаин, пошлейшая подача секса сделали «Очень плохих девчонок» одним из самых невыносимых летних фильмов. Непонятно, как создательница Broad City сделала это; о следующих фильмах всех участников комедии не хочется знать вообще ничего.
5
«Темная башня»
реж. Николай Арсель
Чего ждали: Хорошую экранизацию важного Кинга.
Что получили: Очень плохую экранизацию Кинга, требующую вторую попытку. Экранная мультивселенная «Темной башни» жирным маркером поделена на плохое и хорошее, но арсенал выразительности обоих героев обидным образом совершенно идентичен. Всемогущие Мэтью МакКонахи и Идрис Эльба совершенно теряются в картонном мирке их противостояния, а сама «Темная башня» сжимается до шумно устроенной, но примитивной притчи о добре и зле. Это точно не то, что хотел бы увидеть Кинг.
4
«Кингсман: Золотое кольцо»
реж. Мэттью Вон
Чего ждали: Продолжение небанальной истории о стильных спецагентах.
Что получили: Невыносимое и не смешное зрелище, сводящее на нет все обаяние первой части. «Кингсман» — одно из наглядных доказательств того, как франшиза губит хорошее начало. Шутки мимо и совсем не по делу, великие актеры в игрушечных ролях, которые им очевидно неинтересны, и постоянная неловкость от того, что кому-то на этом фильме весело.
3
«Матильда»
реж. Алексей Учитель
Чего ждали: Противоречивый фильм о балерине, соблазнившей последнего царя.
Что получили: Предсказуемый фильм о балерине, которая сначала показала грудь, потом отвергла ожерелье, а потом все же соблазнила усатого монарха. «Матильда» идеально вписывается в эстетику и смысловой ряд тех, кто ее заранее, не посмотрев, осуждает. Поверхностный, салонный и старомодный фильм, костюмная драма с огромным бюджетом и минимальным смыслом за два часа не рассказывает ничего, кроме одного пафосного тезиса: царь любил Россию, за нее и погиб.
2
«Лига справедливости»
реж. Зак Снайдер
Чего ждали: Возвращение Зака Снайдера в большую лигу.
Что получили: Самый жирный супергеройский плюх за год, несмотря на то, что летняя «Чудо-женщина» пообещала пятикратное пришествие остроумных героев осенью. Правда в том, что «Лига справедливости» смотрится вместе только на рекламном постере. Если бы здесь не было Галь Гадот и Джейсона Момоа, до конца было бы точно не дотянуть. Очень много напрасных усилий и выброшенных денег, что сложно было предсказать, зная, что сценарий писали авторы «Хижины в лесу», «Арго» и «Мстителей».
1
«Снеговик»
реж. Томас Альфредсон
Чего ждали: Лучший детектив года о серийном убийце по Ю Несбё.
Что получили: Один из самых слабых фильмов жанра. Почему так получилось, читайте в истории продакшен-ада со шведским режиссером Томасом Альфредсоном в главной роли. Именно он, автор «Впусти меня» и «Шпион, выйди вон», должен был придумать экранное воплощение скандинавского бестселлера — но авторскую идею засосала продюсерская машина. Из красиво снятых зимних видов и крупных планов получилась не «Девушка с татуировкой дракона», а сумятица из сцен, смонтированных в неправильном порядке, и героев, которым вообще не хочется сопереживать.
Обложка: «Каропрокат»