популярное

10 супер-красоток с лишним весом

Общий вес этих женщин на этих фотографиях — почти 900 килограммов. Их большие груди и пышные попки вызывают лютый батхерт среди худышек: — Гнать толстух с праздника жизни! Но именно их выбрала публика, мужья и любовники. И какие любовники! Даже президенты отметились. Смотрим!

«Чардаш» в исполнении самого быстрого скрипача в мире — Дэвида Гарретта

Это нечто незабываемое!

Жена Бориса Щербакова: «Стыдно за таких актеров, как Людмила Поргина, которые жалуются на безденежье»

Татьяна Бронзова пристыдила звезд, которые в период кризиса и эпидемии коронавируса жалуются на плачевное финансовое положение. Супруга Бориса Щербакова уверена, что артисты нуждаются в поддержке гораздо меньше, чем обычные граждане.

Это обычно кончается женитьбой.

Оскар Уайльд.

Выступление Дженнифер Лопес в шикарном белом платье с 6-метровым шлейфом вызвало настоящий фурор на культовом музыкальном шоу American Idol. «Волшебное» платье Дженнифер как будто жило своей собственной жизнью, превратившись во время исполнения в…огромный проектор.

Почти месяц в швейцарской школе, и я не успеваю записывать то, что меня поражает

Поделюсь, потому что пусть самые самые продвинутые мамы, папы и учителя заберут лучшее в свои дома, школы и курсы.

Подборка свежих анекдотов для ваших лучезарных улыбок

Хорошее настроение - то, что нужно брать с собой всегда, куда бы вы ни шли и что бы вы ни делали. А запастись позитивом вам поможет свежая подборка анекдотов от uDuba.com.

Звенящий бубен. Когда приходит пора обзавестись бубном, мы всегда спрашиваем себя, «как он будет выглядеть»? Но следует призадуматься над следующим: конечно, несомненно, легко тем шаманам, которые родились, живут и учатся в своей традиции у шамана учителя; буряты, монголы, тывинцы, алтайцы…..и другие…….

Победы, горькие разочарования и добрые дела. История успеха Алины Кабаевой

Благодаря упорству и силе воли гимнастка завоевала статус пятикратной чемпионки Европы и золотого призера Олимпиады. После завершения карьеры имя Алины Кабаевой по-прежнему было на слуху, ведь поклонники внимательно следили за ее общественной деятельностью.

Тест на пару секунд. Чьё лицо вы видите на этой картине?

Перемены в жизни — это, конечно, хорошо. Но некоторые из них случаются настолько неожиданно, что хотелось бы к ним хоть немного подготовиться. Специально для вас мы подготовили тест, который поможет узнать о грядущих переменах.

С чем носить юбку миди летом 2018: 15 модных образов

Юбка – тот элемент одежды, который должен присутствовать в гардеробе каждой женщины. Она позволяет подчеркнуть не только женственность и чувственность модницы, но и сделать акцент на достоинствах, индивидуальности стиля. При этом тенденции современных модных течений демонстрируют огромный выбор фасонов, материалов и сочетаний, которые придутся по душе самой изысканной леди.

Стилист и визажист Анар Агакишиев отлично наносит макияж. Он работает с женщинами и зрительно омолаживает их на десятки лет, используя лишь косметику. Визажист опубликовал фотографии невероятных изменений своих моделей. Глядя на снимок лица до и после, сложно поверить, что это одна и та же женщина.

Почему женщины брасают мужчин - даже тех, кого продолжают любить

Ваша жена не является вашей собственностью. Она не обязана любить вас всей душой. Эту любовь нужно зарабатывать.

Этим котам наплевать на то, что у их хозяев есть потребность в хотя бы небольшом личном пространстве. Хотя некоторые владельцы этих маленьких узурпаторов пытаются их пристыдить, в глубине души они знают, что это неэффективно и, скорее всего, просто приведет к акту мести со стороны своенравных питомцев. Никакой уважающий себя кот не поддержит право человека на личное пространство. Ну а эти питомцы еще и напоминают об этом при каждом удобном случае.

Танцовщицы вышли на сцену колонной, но когда заиграла музыка, началось настоящее волшебство!

Тысячерукую Гуань-инь знают и любят в Китае, Корее и Японии — словом, везде, где распространен буддизм. Божество это покровительствует слабым, помогает женщинам и защищает людей, спасая их от всяческих бедствий.

Тест “Шкатулки”. Проверьте, есть ли у вас экстрасенсорные способности

Перед вами 10 шкатулок. В ТРЕХ шкатулках лежит золото. Ваша задача — угадать, в каких именно! Сконцентрируйтесь и прислушайтесь к своей интуиции. Успехов!

Доктор Бубновский: «Пока не лопнул ни один сосуд в мозгу, заклинаю!» Возьми стул…

Спасибо доктору Бубновскому за жизнь без гипертонии!

Другое такое упражнение, которое заставляет работать почти все мышцы организма и помогает худеть, еще нужно поискать! Вам не понадобятся ни тренажеры, ни гантели - вообще ничего. Только ваше тело и сила гравитации.

Ни в коем случае не подбирайте эти вещи!

Десять опасных находок, которые могут вам навредить. Иглы, самодельные куклы, - это лишь некоторые опасные предметы!

Только 25% пользователей Интернета могут дать верный ответ!

Уравнение, которое далеко не каждый сможет решить правильно. Дело в том, что в нем есть небольшой подвох...

Смех продлевает жизнь и улучшает здоровье! Веселитесь от души :) Мы на uUuba уже насмеялись.

Он знал, что жена не заходит в Фейсбук и выложил признание об Измене

Я стесняюсь признаться в этом, но я, вроде как, сегодня изменил своей жене. Я постараюсь объяснить, что произошло: я был в супермаркете, и покупал....

«Нам дан год и 4 месяца»: победившая коронавирус Наталья Ветлицкая о шансе людей

Певица заявила, что эпидемия коронавируса стала последним предупреждением человечеству. 55-летняя Наталья Ветлицкая призвала поклонников совершить «трансформацию»

Отсутствие туристов превратило воду в каналах Венеции на кристально чистую

Люди активно комментируют необычное для города явление.

  1. История

История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет

Мария Волконская провела с мужем в Сибири почти 30 лет. Сергей Волконский был участником оппозиционного движения, выступавшего против крепостного права и самодержавия. После попытки государственного переворота в декабре 1825 года дворян судили, многих отправили в ссылку. Женам декабристов предстояло выбрать: ехать за супругом, отказавшись от привычной жизни, либо остаться дома. Некоторые последовали за своими мужьями, и в числе первых была Мария.

Мы изучили биографию княгини, прочитал ее мемуары и теперь расскажет ее историю вам.

Самоотречение Волконской легло в основу стихов, повестей и фильмов. Вторая часть поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» создана в том числе на основе ее «Записок» — кратких воспоминаний, написанных княгиней для сына Миши.

Михаил Волконский переводил для Некрасова мемуары матери с французского на русский и вспоминал, что тот «по нескольку раз за вечер вскакивал и со словами: „Довольно, не могу“ бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок».

История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет

Портрет Марии 1820-х гг. (до ссылки) и 1830 г. — спустя несколько лет жизни в Сибири.

  • Мария Раевская родилась в 1805 году. Ее родители — генерал Николай Раевский, герой войны, и Софья Раевская, внучка М. В. Ломоносова. Девушка получила превосходное воспитание, была завидной невестой, сам Пушкин посвящал ей стихи.
  • Когда Раевской был 21 год, ее выдали замуж за князя Сергея Волконского. Супруг — как и ее отец, герой войны 1812 года, — был на 20 лет старше своей избранницы. «Родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность», — писала она в своих воспоминаниях.
  • В первый год супружеской жизни они провели вместе только 3 месяца из-за характера службы Волконского. Фактически она не слишком хорошо знала мужа. Секретами он делиться не спешил, и ни о каком его отношении к тайному сообществу Марии не было известно вплоть до его ареста.
  • Когда мужа арестовали за причастность к движению декабристов, княгине подошел срок рожать. Несколько месяцев после рождения сына родные уклонялись от ответа на вопрос, что с мужем, где он и почему так долго не приезжает.

История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Pyotr Sokolov / Wikimedia Commons © George Dawe / Wikimedia Commons

Мария Волконская с сыном Николаем (1826) и ее муж Сергей Волконский (ориентировочно 1823–1825).

  • Когда стало известно о том, что Волконский приговорен к 20-летней ссылке в Сибирь, Мария не раздумывая собралась ехать за ним. Отец кричал, что проклянет ее, если через год она не вернется. Перед женщиной встал выбор: остаться с сыном либо последовать за мужем. Ребенка она оставила родным.
  • Свекровь дала ей денег: ровно столько, чтобы хватило на дорогу до Иркутска, заплатить за лошадей.
  • Путь в Сибирь занял долгих 20 дней. Когда переезжали Байкал, по воспоминаниям Марии, у нее слеза замерзла в глазу — до того было морозно ночью.
  • Отправляясь к мужу, она становилась женой ссыльно-каторжного и должна была подписать бумагу, по которой теряла свои титулы. Детей из таких семей записывали в казенные заводские крестьяне. Ее неоднократно пытались уговорить вернуться назад, но Волконская отказалась.
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Wikimedia Commons

Первое место поселения Волконской в ссылке. Дом, где она жила с княгиней Трубецкой.

  • Преодолев долгий путь до Благодатского рудника, Мария добилась встречи с Волконским. «Открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страдания», — вспоминала она.
  • Ссыльные работали с 5 утра до 11 вечера. Норма составляла 3 пуда руды на каждого — а это 49 кг.
  • С мужьями было разрешено видеться всего 2 раза в неделю. Мария жила в домике с Екатериной Трубецкой, супруг которой также был узником. Дом был тесен: лежа на матрасе, женщина упиралась ногами в дверь, а головой в стену. Окна закрывала слюда вместо стекол.
  • Волконская говорила, что люди в ссылке оказались совсем не такими, как ей рассказывали, а добрыми и уважительными по отношению к каторжникам. Они называли узников «наши князья», «наши господа», помогали им в работе, подкармливали горячим запеченным картофелем.
  • Женщины отказались от ужина, ели в основном суп и кашу, стараясь сэкономить и передать обед своим мужьям. Когда те узнали о стесненном положении жен, то отказались от обедов. Но голодными узники не оставались: «Тюремные солдаты, все добрые люди стали на них готовить».
  • Свекровь расспрашивала о своем сыне, но приехать к нему на встречу не решалась, полагая, что ее здоровье этого не выдержит.
  • Несмотря на свое тяжелое положение, Волконская помогала каторжанам. Однажды получила нагоняй от чиновника за то, что приобрела несколько рубашек для тех, кому нечего было носить. На это Мария ответила, что не привыкла видеть на улице полуголых людей, и вопрос был закрыт.
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Carl Peter Mazer / Wikimedia Commons

Мария Волконская (1863).

  • В первые годы после поездки Мария потеряла сына Николая, который остался в Петербурге, и отца. Это было для нее большим ударом.
  • После завершения строительства нового острога каторжан перевели в Читу. Там трудовая повинность была намного легче, чем работа на рудниках: нужно было чистить конюшни и мести улицы. Когда сменилось руководство, узников стали выводить на многочасовые прогулки.
  • У каждого ссыльного был свой досуг: кто-то собирал коллекцию насекомых и бабочек, кто-то писал стихи. Бестужев рисовал портреты и делал украшения из стали — благодаря этому увлечению у каждой вскоре появилось кольцо из мужниных кандалов. Также сохранились его рисунки, отражающие быт тех времен.
  • После перевода каторжников в здание Петровской тюрьмы женам разрешили перебраться туда же. У них с мужьями-узниками теперь были свои камеры, каждую из которых женщины украсили как могли. Волконская обтянула стены шелковой материей — занавесями, которые ей прислали из Петербурга. У них было пианино, шкаф с книгами, 2 дивана и стол. Несмотря на тесноту, это было для Волконской счастьем — видеть мужа не дважды в неделю и без сопровождения посторонних.
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Nikolay Bestuzhev / Wikimedia Commons

Волконская с мужем в камере Петровской тюрьмы. Рисунок Николая Бестужева (1830).

  • В ссылке у Волконских родилось трое детей, двое из которых выжили — сын Михаил и дочь Елена. Вот что Мария писала сыну: «В этом, 1832-м, году ты явился на свет, мой обожаемый Миша, на радость и счастье твоих родителей. Я была твоей кормилицей, твоей нянькой и частью твоей учительницей».
  • Сын окончил с золотой медалью иркутскую гимназию. В дальнейшем Михаил Волконский стал заместителем министра народного просвещения.
  • Среди внуков Волконских были публицисты, режиссеры, чрезвычайные послы. Один из них стал вице-председателем Государственной Думы, другой — помощником министра внутренних дел.

«Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через 5 лет, затем я себе говорила, что будет через 10, потом — через 15 лет, но после 25 лет я перестала ждать. Я просила у Бога только одного — чтобы он вывел из Сибири моих детей».

Записки княгини М. Н. Волконской
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Alfred Davignon / Wikimedia Commons

Елена и Михаил Волконские, дети, рожденные в ссылке. Иркутск (1845).

История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Ilya Repin / Wikimedia Commons

Князь Михаил Волконский был тайным советником, сенатором, заместителем министра народного просвещения, членом Государственного Совета. Этюд Ильи Репина к картине 1903 года.

  • По окончании срока каторжных работ Волконского отпустили. Мария вспоминала: «Господь был милостив к нам и дозволил, чтобы нас поселили в окрестностях Иркутска». Деревня была не самым привлекательным местом на свете, но женщина радовалась, что там был доступ к медицинской помощи для детей.
  • Свобода освобожденных ограничивалась: мужчины могли охотиться и прогуливаться в окрестностях поселения, женщины — совершать покупки в городе.
  • Дети учились в гимназии. Чтобы этого добиться, Волконская хлопотала и ходатайствовала, и ей разрешили переехать с детьми в Иркутск. До этого она сама занималась их образованием. Волконский мог видеться с семьей в городе 2 раза в неделю, а спустя несколько месяцев ему разрешили переехать к ним.
  • Сергею Волконскому вернули дворянство в 1856-м. Также по особой просьбе ему возвратили три награды, которыми он особенно дорожил. Мария по ходатайству дочери уехала из Сибири в Москву для лечения в том же году, к ней присоединился и Сергей. Супруги посещали дочь Елену в имении Вороньки в Черниговской губернии.
  • Мария умерла в 1863 году в возрасте 58 лет. Ее супруг ушел из жизни двумя годами позже.
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Fine Art Images / Image State / East News © Fine Art Images / Image State / East News

Мария и Сергей Волконские, ориентировочно 1860-е гг.

  • В 1975 году на экраны вышел фильм «Звезда пленительного счастья», посвященный декабристам и их женам. Марию Волконскую в нем сыграла Наталья Бондарчук, Сергея Волконского — Олег Стриженов. Роль Екатерины Трубецкой, которая была соседкой Марии в реальной жизни (она называла ее Каташей в своих мемуарах), исполнила Ирина Купченко, а князя Трубецкого сыграл Алексей Баталов.
История княгини, которая в 21 год не побоялась уехать из дома и провела с мужем в сибирской ссылке 30 лет
© Звезда пленительного счастья / Ленфильм

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья».

Несмотря на тяжелые обстоятельства, Мария смогла стать поддержкой и опорой для своего мужа и вырастить двоих детей. Жизнь Волконской — это история о том, как сохранить человечность и любовь к миру при любых, самых тяжелых и непредсказуемых обстоятельствах, над которыми человек невластен.

www.adme.ru

Комментарии
комментарии
Комментировать
  1. Общество

КОНСУЛЬТАНТ ПО КРАСОТЕ

О внешности, внутренней чистоте и церковном «дресс-коде».

Бог, семья, карьера — так выстраивает для себя приоритеты Наталья Арсеньевна Головко, в прошлом актриса МХАТа, сегодня бизнес-леди, консультант по красоте и… исполняющая обязанности «доброжелательной дежурной» в больничном храме.

О том, какое значение для женщины имеет внешность, старомодны ли чистота и целомудренность и почему не стоит идеализировать эстетику прошлого — наш с ней разговор.

Мать — народная артистка РСФСР и театральный педагог Кира Николаевна Головко, широко известна по роли графини Ростовой в фильме «Война и мир». Отец — Арсений Григорьевич Головко, бессменный командующий Северным морским флотом во время Великой Отечественной войны, умер в 1962 году (предположительно от лучевой болезни после испытаний ядерного оружия на Новой Земле). В свое время семья жила в знаменитом Доме на набережной.

В 1974 году Наталья Арсеньевна окончила Школу-студию МХАТ, 15 лет играла во МХАТе. Сегодня вместе с мужем руководит студенческим театром при МГИМО. Консультант по красоте компании Mary Kay. Духовная дочь епископа Пантелеимона (Шатова). Раз в неделю дежурит в больничном храме в качестве катехизатора или «доброжелательной дежурной». Воспитала сына и дочь.

— Наталья Арсеньевна, Вы помогаете в храме — по мнению многих, это территория запретов в том, что касается внешности. И, вместе с тем, Вы — консультант по красоте, имеете дело с косметикой. Нет ли тут внутреннего раздвоения, противоречия?

Конечно, если б внимание к своему внешнему виду было последним, что стояло бы между нами и Богом, — я понимаю: да бросить, конечно, это дело! Но это совсем не так. Для меня — противоречия нет. Когда я выбирала профессию «консультант по красоте», я уже давно была в Церкви, и внутренних сомнений в том, что женщина должна за собой ухаживать, у меня не возникало. Огромное количество светских, нецерковных женщин в России не считают нужным следить за собой, и, мне кажется, от этого они не становятся ближе к Богу ни на один сантиметр. Поэтому раздвоения никогда не было. Но вот перед тем как спросить благословение у духовника, я, конечно, порядочно волновалась.

— На Ваш взгляд, это вопрос, требующий участия духовника?

Вообще, я думаю, человек, который давно в Церкви, во многом должен быть сам себе критерием, и спрашивать у духовника: «Благословите открыть форточку», когда ты 10 лет исповедуешься и причащаешься, уже странно. Но если речь заходит о действительно важных в жизни решениях — другое дело! Поэтому, когда встал вопрос, становиться ли мне профессионалом в индустрии красоты, я спросила владыку Пантелеимона (Шатова), тогда еще отца Аркадия, он был моим духовником. Батюшка взял с собой на Афон статьи про компанию, в которой я собиралась работать, почитал, сказал, что выглядит все очень достойно. А потом задал грозный вопрос, которого я боялась: «А что с декоративной косметикой?..»

«Вы знаете, — ответила я дрожащим голосом (я его очень уважаю, но все-таки тогда постаралась настоять на своем), — если женщина не пользуется декоративной косметикой, я никогда не буду ее уговаривать. Но если уже пользуется, то я постараюсь научить ее делать это ненавязчиво и деликатно».

— К декоративной косметике многие относятся отрицательно, недаром часто называет ее «штукатуркой». Это ведь не просто так — как Вам кажется?…

Но ведь и дом штукатурят, делают краше! Мне кажется, пока наше лицо не светится, как у Серафима Саровского, почему же его нельзя украсить, позаботиться о нем?

Да, если подходить строго формально, то придется сказать, что в этом есть некое лукавство, желание казаться лучше, чем мы есть. Если подходить формально, то и каблуки, получается, лукавство: ими мы зрительно делаем ноги длиннее; и хорошо сшитое платье определенной раскраски и цвета и фасона — тоже лукавство, потому что им мы скрываем недостатки фигуры.

Но я думаю, что формальный подход тут не годится. На мой взгляд, здесь дело в другом…

— В чем именно?

Я много думала и читала на тему красоты, женственности, и пришла к выводу, что внешность — это женский способ общения с миром, наш разговор с окружающим миром. Если мужчина прямой, прагматичный, жесткий, даже, может быть, грубоватый, то женщина просто другая. И было бы, мягко говоря, странно, если б она походила на мужчину прямотой, рассудочностью.

На мой взгляд, для женщины внешность всегда имеет значение. Она может сказать, что рада и довольна жизнью, счастлива, что у нее все хорошо — элементами своего костюма, прически, в конце концов, своей декоративной косметики. «Пусть не думают, что многодетные живут плохо», — говорила одна матушка, у которой к тому моменту было уже четверо детей, и подкрашивала реснички, когда выходила с малышами на улицу.

Мне кажется, это желание нести в окружающий мир какую-то гармонию, и оно естественно для прекрасной половины человечества. Когда мы хорошо, продуманно, аккуратно одеты, причесаны, когда у нас свежее лицо — по-моему, это правильно. Тем более, в окружающем нас безумном мире. Напротив, в отказе от ухода за собой может крыться гордыня: «А вы примите меня такой, какая я есть!»

Говорят, женщина должна, прежде всего, обладать внутренней красотой, любить, быть жертвенной. Но посмотрите, сколько хмурых лиц на улицах, в московском метро: какая война случилась? Кого похоронили?! Жертвуют-то от полноты, надо чтобы было, что отдавать, а когда нет никаких сил (и это бросается в глаза по одному внешнему виду!), какая может быть жертвенность?..

«ФЕЙС-КОНТРОЛЬ» НА ПОРОГЕ ХРАМА

— Многие женщины, которые следят за собой, в храм все же стараются одеться не так, как обычно: неброско, не слишком красиво, чтоб никого не смущать. Как Вы на это смотрите?

Конечно, в этом есть смысл: слишком броская одежда будет отвлекать «некрепких» прихожан. Я помню, как к нам в храм зашла на службу девушка в псевдорусском сарафане, подчеркнуто стилизованном, даже вычурном. Мне это сразу бросилось в глаза, выбило меня из колеи. Но это же говорит не о ней, а обо мне, о том, что я готова в любую минуту всех пересчитать и сказать: «У этой то не так, а у той это не эдак». Будь я по-настоящему в службе, в молитве, меня нисколько бы не отвлек никакой сарафан…

Понятно, что юбка должна быть длиннее и свободнее — чтоб и наклониться, и встать на колени было удобно и прилично. Но это не значит, что она должна быть некрасивой. Понятно, что голова должна быть покрыта, но почему обязательно и непременно платком? Первоначально это был элемент крестьянской одежды…

Посмотрите на фотографии императрицы Александры Федоровны или великой княгини Елизаветы Романовой, прославленных в лике святых: как изящно они одевались! Говорят, великая княгиня Елизавета много времени проводила перед зеркалом — положение обязывало, она должна была продумать каждую деталь своего облика. Но даже став монахиней, она выглядела великолепно: всегда опрятно и со вкусом одетая. И фасон ее знаменитого белого одеяния, как и форму сестер Марфо-Мариинской обители, придумал сам Нестеров.

Я помню, у нас в спектакле «Иванов» было одно настоящее, реставрированное платье XIX века, которое действительно когда-то кто-то носил. Это же бездна тонкости и вкуса! В перерывах между репетициями мы с коллегами рассматривали это платье: как элегантно оно сделано, с какими отделками, с какими вставочками… Сегодня эта элегантность, эта тонкость не востребована.

— Может быть, это было прерогативой высшего сословия XIX века? Сегодня его нет, а потому нет и не может быть и подобной культуры одеваться.

Я могу привести пример из нашего времени: мой театральный педагог, Софья Станиславовна Пилявская, тоже была удивительно красивая, элегантная женщина. Я помню, как она даже курила элегантно, «Герцеговину флор», с мундштуком, хотя при этом говорила: «Никогда этого не делайте!» Она привыкла курить, когда были голодные времена, чтоб заглушать чувство голода, а разучиться так и не смогла… Дело в чувстве стиля, оно тогда воспитывалось и было живо еще в поколении моих родителей, а сегодня, мне кажется, оно утрачено. И некоторые привычки нашей Церкви, к сожалению, во многом из советского периода.

— Вас это удручает?

Да, это печально. Мне кажется, часть людей пришла в храм, тоскуя по жесткому руководству. Им очень не хочется самим отвечать за свою жизнь, а гораздо легче жаловаться, чем самостоятельно делать выбор, принимать решения и отвечать за них — это, я считаю, черта нашего поколения. И когда я вижу, что в храме все серенько и черненько, одинаково, уныло, у меня сразу возникает вопрос: чего люди здесь ищут? Социалистическую общность, когда все одинаковые, и никто не выделяется?.. А ведь каждый для Бога — неповторимая личность! Индивидуальность не является каким-то злом. У Льюиса есть автобиографическая книга «Настигнут радостью». И вот как бы хотелось, чтобы эта радость — радость быть христианином, радость каждодневного «Верую!» — настигла бы всех нас по-настоящему!

Вы знаете, как-то в проповеди владыка Пантелеимон сказал: «Если бы мы сегодня увидели святых, мы бы очень удивились. Потому что это не мрачные аскеты, они были очень радостными, светло настроенными и энергичными людьми». Я думаю, это действительно так! В них действительно, наверное, чувствовалась энергия и сила, а не наша привычная изможденность, когда мы «Христос воскресе!» крикнуть как следует не можем.

— Разве в Церкви Вам не встречались светлые и радостные люди?

Конечно, встречались. Для меня одним из образцов настоящего христианского духа, настоящей внутренней радости и смирения была тетя Нюра. Наверное, точнее будет сказать баба Нюра, потому что она была уже в почтенном возрасте. Без улыбки я ее не видела никогда! И никогда она в «мешках» не ходила — всегда симпатично, даже нарядно одета, всегда в белом, аккуратном платочке. Заметьте: в белом, не черном. Можно было любоваться, как она слушает богослужение, как разговаривает с молодыми девчонками. Прожила трудную жизнь — она работала без выходных дояркой в колхозе — но всегда светилась радостью и доброжелательностью.

БОГ, СЕМЬЯ, КАРЬЕРА

— Это упрощение, но все-таки среди православных существует некий устойчивый стереотип: вера, семья, жертвенность — с одной стороны, внимание к себе и своей внешности — с другой…

Вы знаете, как это ни странно прозвучит, но о том, что для женщины крайне важна семья, я услышала именно в своей косметической компании. Это для меня было настоящим открытием! Поскольку в театральных кругах семья всегда считалась помехой. Например, когда стало известно, что моя мама беременна вторым ребенком, Алла Константиновна Тарасова, народная артистка СССР, подошла к ней и сказала: «Ты кончилась как актриса».

И когда родился мой сын, я через месяц после его рождения вышла на работу в театр и радовалась, что у меня пропало молоко и мне не надо его кормить! А потом, кажется, всю молодость только и думала, куда бы сына деть на время моих репетиций, съемок и спектаклей! Хотя я его всегда очень любила…

В 1990-е годы я прочитала автобиографию основательницы компании, Мэри Кей Эш, и очень удивилась тому, как она построила свою шкалу ценностей: «Бог, семья, карьера». В России эти ее слова исказили: перевели как «вера, семья, карьера», в смысле «вера в себя» — у нас же толерантность, светское государство… Но я-то читала эту книгу в оригинале, и там ясно написано «God» (Бог. — Ред.). Мне очень близка эта философия, я поняла, что я в этой профессии, в этой компании на своем месте. И свою дочь, родившуюся в 1993 году, растила уже совсем по-другому: это стало самым главным делом в моей жизни!

— Для сферы бизнеса, предпринимательства такая шкала ценностей звучит непривычно…

Да, но она работает! Женщине незачем в жертву карьере приносить свою семью. В этом смысле я искренне восхищаюсь национальными лидерами нашей компании. Многие из них уже в зрелом возрасте очень хорошо выглядят (при том, что колоссально много трудятся), а мужья и дети обожают их и восторгаются ими. Кстати, немало этих женщин, поднявшихся в своем бизнесе очень высоко, приходят в храм. И, что очень важно, я не вижу в них черт портрета Дориана Грея, которые проступают с возрастом.

— Что Вы имеете в виду?

Как говорила Коко Шанель, к 40 годам женщина имеет то лицо, которое заслуживает. С возрастом все пороки становятся видны — я наблюдала это на лицах многих людей искусства, поскольку работала в театре — это действительно портрет Дориана Грея. Есть, напротив, удивительные лица, удивительные известные люди — каким был, например, Иннокентий Смоктуновский, необыкновенный актер и человек. Каким он был в жизни, таким оставался и на сцене, и наоборот — как-то внутренне светел, чист, благороден.

О «БЕЛЫХ ВОРОНАХ»

— Чистота написана на лице человека?

Конечно! Тут ничего не надо придумывать, не надо чистоту демонстрировать черными платками, закрытыми наглухо кофтами. Вы знаете, я запомнила фразу, которую часто повторяла моя бабушка: «Женщина должна поставить себя так, чтоб иметь возможность войти в ресторан одной и выйти одной». То есть, чтоб никому в голову даже не пришло, что к ней можно подсесть или пристать, что она может позволить себе какой-то флирт. Конечно, заговорить с кем-то она может, но должна иметь возможность уйти одна, если хочет. Это мне запомнилось…

И, видимо, это отношение как-то мне передалось с молоком матери. Так что на театральном курсе я вдруг оказалась «белой вороной» — не получалось у меня быть как все. До поры до времени сокурсники про меня говорили: «Ну что, водочки? А девушкам «Фетяску» (это сухое вино). А впрочем, это только для Головко». Я обижалась, мне хотелось от этого избавиться! Было ужасно стыдно, что я выросла такая «отсталая», такая «перестарка» — в 19 лет все еще девушка.

«Белых ворон» на нашем курсе было двое: еще одну девочку, петербуржанку, тоже «ломали», потому что на ней была написана чистота, неиспорченность, удивительная наивность, какое-то внутреннее благородство. Я помню, студентки, которые вместе с ней жили в общежитии, однажды заперли ее в комнате и сказали через дверь: «Пока матом не выругаешься, мы тебя не выпустим! Пора становиться актрисой!».

— Значит, Вы себя все-таки «ломали», переделывали?

Да, я пыталась стать как все. Считая себя, во-первых, старомодной — особенно когда на втором году обучения руководитель нашего курса мне сказал: «Наташа, ты понимаешь, нам девочки на курсе не нужны. Мне нужна на сцене женщина!»… А во-вторых, я долго не могла привыкнуть к преувеличенности эмоций не только на сцене, но и в жизни. Ведь в театре всегда стоял вопрос: есть у тебя темперамент или нет? Можешь ты в себе возбудить страсти? Это, естественно, и в жизнь просачивалось: невольно многое и в быту выходило наигранно, переливалось через край.

Я старалась «возбудить страсти» в жизни во всю! Помню, в какой-то момент ссоры с супругом швырнула на пол чугунную сковородку, вместе с горячими котлетами, и… разбила ее — чугунную!..

Но все равно не удавалось мне вписываться в общую канву. Воспитание очень мешало. Я не знала многих матерных слов, каких-то пошлостей, за что меня высмеивали. Ведь самое страшное ругательство, которое я слышала от своего папы — «турок». И все! Он из терских казаков, поэтому «турок» было ругательством. И с мамой они никогда не ссорились, не кричали друг на друга, не били посуды…

«ОНИ БЫЛИ ДОБРЕЕ НАС»

— Что было такого необычного в Вашем воспитании? Что в поколении Ваших родителей особенного?
Это совсем другое поколение. Моя мама — совершенно другой человек, чем я: очень женственная, благородная. Когда мы с ней ездили на гастроли, она всегда брала с собой фарфоровую чашечку, блюдечко, серебряную ложечку, салфетку. Потому что все должно было быть по-человечески, а не как придется.

Таким было воспитание! Например, мы в детстве не могли встать из-за стола без разрешения.

Я помню, пьесу Булгакова «Дни Турбиных» я впервые услышала в 12 лет в исполнении мамы — редко, но она читала нам вслух. Все очарование этой пьесы — еще оттуда, от того, как она нам читала эти четыре акта, а не из спектакля, который мы впоследствии ставили. Помню, как я плакала, когда мама рассказывала о дуэли Пушкина, о том, как он ум

из Анна Бунтова
ТЕГИ:
Красота, Женщина, Церковь
Комментарии (3)
3 комментария
Комментировать
Подписка