– Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я? — спросил Король.
– Вы, Ваше Величество — ответил Маленький принц.
– Совершенно верно. С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Я имею права требовать послушания потому, что мои веления разумны.
Антуан де-Сент Экзюпери
Ваш любимый, но хулиганистый сынок стукнул сестру по голове калейдоскопом или разбил горшок с китайской розой, которая была старше его втрое. А может быть вы просто «застукали» его за попыткой засунуть в стиральную машину обожаемую вами морскую свинку. В ответ на вашу гневную тираду он резонно возразил, что выбрал программу «шерсть».
Вы совершенно обескуражены, но с этим надо что-то делать...
Наказывать ребенка – самая неприятная родительская обязанность, как бы вы ни притворялись и ни выкручивались. Папа и мама могут придумать все, что угодно: поставить парнишку в угол, лишить его похода в Аква-Парк или, не дай бог, два дня с ним не разговаривать, – в любом случае они будут чувствовать себя либо дураками, либо злодеями. Если этих ситуаций и нельзя было избежать, то можно, по крайней мере, постараться свести их число к минимуму.
Необходимость наказывать – это тот штраф, который платят родители, не сумевшие точно и своевременно провести в жизнь любимого чада все необходимые запреты. Несколько вовремя не сказанных «нельзя» как бы суммируются для ребёнка в одно большое и унизительное наказание. И этот сомнительный «Джекпот» – тот «приз», который родители и дети вынуждены делить поровну.
Философия запретов
Возможно, вы принадлежите к числу людей, которым тяжело даются запреты, не говоря уже о наказаниях. Дети просто «вьют верёвки» из таких воспитателей . Воспитатели мучаются, и дети страдают не меньше: не чувствуя опоры в родительской уверенности, они не знают, что хорошо и что плохо, и где пролегает разумный предел их шалостям.
Понимая, что без ограничений не обойтись, вы, тем не менее, не можете вести себя последовательно: сначала тянете с запретом до последнего, потом – взрываетесь, но быстро сдаете позиции. Затем терпите снова, и снова терпение в какой-то момент «лопается». Не зная, как выйти из порочного круга, вы всегда недовольны собой. А чадо знает: настанет удобный момент, и от «предков» наверняка можно будет добиться своего, стоит лишь немного подождать.
Чтобы понять, как изменить положение, спросите себя: может ли ребёнок нормально жить в ситуации, когда ему всё позволено, и если да – то сколько? Если вашему ребёнку около двух лет, думаю, ваш ответ будет: «Да. Пятнадцать минут».
Ребёнку совершенно необходимо запрещать некоторые вещи, чтобы со временем он научился запрещать их себе сам.
Возможно, на первый взгляд кажется, что запреты ограничивают нашу свободу. Однако, если в чем-то мы все же свободны, то лишь благодаря тому, что знаем те правила, по которым можно жить в этом мире.
Через запреты мы получаем представление о том, что можно. Используя известные ему табу в качестве страховки, ребёнок познает жизнь, двигаясь дальше и дальше и с каждым днем расширяет «сферу своего влияния». С опорой на запреты он может безбоязненно двигаться вперёд в любом исследовании, зная, что все делает верно.
Поясняя свои запреты и ограничения, мы даем чаду пропуск в пространство тех правил, по которым живет человечество. И малышу гораздо проще доверять родителям, если он чувствует, что папа и мама уверены в себе и в собственных словах. Что-то разрешая, а что-то запрещая, мы выстраиваем для ребёнка картину мира. Четко давая понять чаду, что нам известны все «да» и «нет», мы передаем ему чувство уверенности в том, что и он станет таким же, как мы – большим, умным и самостоятельным.
Если же мы позволяем карапузу манипулировать нами, нашими запретами и нашей уверенностью в том, что нельзя, а что можно, малыш перестает нам доверять. Карапузу даже может показаться, что наступление ночи зависит не от движения светила по небесному своду, а от того, захочет ли он вечером отправиться в свою кроватку. Взглянув на детские капризы с этого ракурса, мы увидим в них не желание сломать запрет, а всего лишь стремление проверить его на доверие и прочность. И лучше, если запрет выдержит…
Иногда кажется, что ребёнок просто «выходит на тропу войны», намеренно повторяя по 20 раз то, что он знает, делать нельзя. Будьте внимательны к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьёзны и уверены в принятом решении.
Он обжигался 6 раз, прежде чем поверил, что обогреватель и, правда, лучше не трогать. Ему понадобилось 2 месяца и 5 шишек, чтобы запомнить, как слезают с дивана: не головой, а ногами вниз. Посудите сами: сколько раз вы должны повторить, что запрещается прикасаться к розеткам и электрическим проводам, чтобы он, наконец, запомнил это?
из Пумбры