Компьютер сам научился играть в шахматы, как международный мастер, за 72 часа.
Возможно, восстание машин начинается за шахматной доской. Один из студентов Имперского колледжа в Лондоне всего за три дня с помощью искусственного интеллекта натренировал свой компьютер играть в шахматы так, что тот стал одним из сильнейших игроков в мире.
Способная к самостоятельному обучению шахматная программа «Жираф» создана аспирантом Мэтью Лэем. Компьютеры уже способны одолеть человека в шахматной партии благодаря высокой вычислительной скорости, позволяющей просчитать все возможные ходы в партии и вероятность поставить мат в любом из вариантов. По сути, компьютер каждый раз делает самый лучший из возможных ходов.
В 1997 суперкомпьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
«Жираф» Лэя решает ту же проблему иначе: он учился играть в шахматы, вообще не зная правил. Благодаря механизмам глубинного обучения компьютеры начинают разбираться в происходящем, выявляя повторяющиеся сценарии в огромном массиве информации. Большинство программистов задают компьютеру правила шахмат, а Лэй загрузил в свою машину миллионы шахматных позиций из базы данных, затем ввёл информацию о допустимых ходах каждой из фигур в каждой позиции.
Перед тем, как сыграть свою первую партию, программа «Жираф» «изучила» 175 миллионов шахматных позиций и составила своё представление об игре, в которую люди играют уже 1500 лет.
Затем «Жираф» проходил проверку, решая 1500 шахматных задач и сборника «Strategic Test Suite», специально созданного для тестирования возможностей шахматных программ. «Жираф» решал задачи непрерывно три дня подряд, справляясь немного лучше с каждой следующей позицией. Итоговый результат – 9700 баллов из 15000 максимально возможных. По словам Лэя, у других лучших шахматных программ в мире показатели аналогичны.
В 2006 году программа «Deep Fritz» выиграла матч у чемпиона мира по шахматам Владимира Крамника.
«Жираф» определяет лучший ход в заданной позиции с помощью нейронной сети. Это адаптированный под компьютеры инструмент принятия решений, похожий тот, что использует мозг человека. Уже существуют эффективные инструменты создания псевдоразумных систем, работающих в ограниченном пространстве и способных контролировать движения робота и распознавать изображения. Для подобных технологий шахматы с их ограниченным набором исходных параметров и невероятной сложностью – уникальное поле для экспериментов.
Алгоритм «Жирафа» рассматривает шахматную партию как три «входных слоя».
Первый – состояние игры в целом: чей сейчас ход, сколько фигур у каждого из игроков на доске, кто сейчас может сделать рокировку? Второй «слой» - данные о том, где именно на доске располагается каждая из фигур обоих игроков, третий «слой» - карта атакуемого и защищаемого пространства. Нейронная сеть «Жирафа» собирает данные о возможных ходах, разделяя их на несколько групп. Затем, как указывает Лэй в пояснительной записке для Имперского колледжа, программа может «решить, какие из групп возможных ходов наиболее «интересны» в данной позиции и должны подвергнуться более глубокому анализу, а какие стоит отбросить». По человеческим меркам, эта система искусственного интеллекта играет на уровне международного мастера ФИДЕ, автоматически попадая в 2,2% сильнейших шахматистов мира.
«В отличии от большинства существующих шахматных программ сила «Жирафа» не в способности просчитывать на много ходов вперёд, а в умении точно оценивать позиции и понимать сложные позиционные идеи, которые для людей интуитивно понятны, а для шахматных программ долгое время оставались трудными, – объясняет Лэй и в интервью порталу «MIT Technology Review». – Особенно важно это в дебюте и эндшпиле, с которыми «Жираф» исключительно хорошо справляется».
Существенным недостатком системы остаётся низкая скорость работы. Нейронным сетям требуется больше времени для принятия решений, чем другим программам. К примеру, конкуренты «Жирафа» в среднем работают в 10 раз быстрее.
Если восстание машин и правда начинается на шахматной доске, у нас пока ещё есть время сбежать.
из dailydot.com
Вас также могут заинтересовать статьи:
121 способ раскрыть возможности мозга
60 отличных советов для улучшения работы мозга
«Живые шахматы» на Дворцовой площади
Шахматы из спичек