Социофобия (от латинского «общий» и «страх») — иррациональная боязнь публичных выступлений, а также любых других действий, которые привлекают внимание со стороны окружающих. Это и страх выйти на улицу, и невозможность заниматься чем-то под пристальными взглядами, и нежелание, боязнь разговаривать с чужими людьми.
Они сознательно выбрали одиночество, лишь изредка позволяя себе общаться с узким кругом людей. И мотив такого решения у них один — страх общения. А вот причины проблемы разные.
Социофобия: лечение любовью
Паша — мой старинный друг с университета. Очень умный парень, писал прекрасные стихи, глубоко понимал литературу. Мы с ним предпочитали общаться при помощи эпистолярного жанра: обменивались письмами с мыслями, которые пришли в голову во время пар, бдений в библиотеке или утомительных ожиданий в стенах университета. Его послания были всегда остроумны, наблюдения точны и живы.
А вот общаться с глазу на глаз нам не удавалось. Он много язвил, иронизировал, неудачно шутил, при этом сильно стесняясь и «залипая» в паузах. Намного удобнее ему было все эмоции выразить на письме. Мне это казалось забавным.
Я понимала, что у него есть какие-то проблемы с общением, но никак не думала, что это социофобия. Лечение пришло неожиданно и само собой, но, как оказалось, на время. Паша влюбился. Сильно, безответно, ушел в это чувство с головой.
Любовь (точнее, желание быть с НЕЙ) вытолкнула его из ракушки страха — он захотел измениться. Из серой мышки стал медленно превращаться в весьма симпатичного и стильного парня, который уже мог не бормотать колкости при встрече, а довольно искренне выразить свою радость.
Признаки социофобии испарялись, но страхи его не отпускали. В гардеробе все больше появлялось черных красок, а в разговоре — истеричных ноток. Девушка так и не ответила взаимностью, и Паша, не доучившись всего лишь год, в диком расстройстве вернулся в свой родной городок — работать корректором в местной газете. Он снова ни с кем не общается, носит безликую одежду, неуверен в себе и иногда пишет в своем блоге стихи об одиночестве.
Это сейчас мне понятно, что с ним происходило. И даже почему. А тогда я воспринимала его поведение как придурь (среди студентов-филологов ее было предостаточно). Я вспоминаю, как Паша рассказывал в одном из писем, что ненавидит свое детство: его родители вечно ссорились (причем с рукоприкладством) и даже не подозревали, как сильно он от этого страдал. Не знали, что он ночами лил слезы в подушку из страха, что наутро родители огорошат его роковым известием о разводе. Этого маленький мальчик Паша боялся больше всего на свете.
А однажды все так и произошло. К тому времени он уже жил с полчищем страхов за пазухой и проблемами в общении со сверстниками.
Традиционное лечение социофобии
1. Медикаментозное лечение: серотонинергическими антидепрессантами, анксиолитиками, бета-блокаторами, ингибиторами МАО. При социальной тревоге эффективны обратимые ингибиторы МАО, а симптомы напряжения устраняемы с помощью бетаблокаторов.
2. Поведенческая терапия: проработка тревожащих мыслей, выработка правильных навыков поведения в социуме, работа с чувством отчуждения.
Как это связано? Самым непосредственным образом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет взглянуть на ситуацию объективно. И понять, откуда в каждом конкретном случае берется социофобия. Причины появления страха общения у Паши — в его несчастливом детстве.
Паша — обладатель зрительного вектора, неразвитого, «забитого» в страхе. Корень этих страхов — в недостаточной любви родителей, в их конфликтах на глазах у впечатлительного и эмоционального мальчика, в его ощущении, что его мир (семья) рушится с каждой новой родительской ссорой, что любимая мама будет несчастна.
Все это вместе с недостаточным развитием зрительного вектора заточило Пашу в капкан страхов. Отсюда — боязнь общения со сверстниками, неуверенность в себе, сознательный выбор одиночества. Как вылечить социофобию, мучившую Пашу? Любовь, на время вытолкнувшая его из этого гиблого состояния, не справилась со «страшным» полчищем, и парень снова погрузился в свое привычное состояние: стал избегать общения, а при встрече больно «колоться».
Социофобия: симптомы затворничества
Моя подруга Лена ведет обычную жизнь: ходит на работу, встречается с подругами в кафе, иногда участвует в набегах на магазины. Но те, кто ее знает близко, привыкли, что Лена всего боится. Точнее, она боится незнакомых людей и непонятных для нее ситуаций.
Еще одна социофобия, симптомы которой несколько отличаются от примера с Пашей. Как, собственно, и причины.
«Жизнь — опасная штука!» — говорит Лена при каждом удобном случае.
«Нам нужно держаться вместе, иначе нас обворуют, убьют, изнасилуют!» — это значит, что Лена чем-то встревожена.
«Нет, я не пойду с вами на вечеринку! Мне намного комфортнее дома: там тихо, безопасно — и никаких подозрительных незнакомцев!» — стандартный ответ Лены, когда мы предлагаем пойти с нами.
Во всем остальном это обычный человек. Ну, да, со своими тараканами.
Вспомнить все о социофобии и застенчивости меня заставили тренинги по системно-векторной психологии. Если раньше это все казалось чужими тараканами, то теперь-то стало ясно: это реальная проблема. Которая не дает человеку почувствовать себя по-настоящему счастливым. Которая не дает ему раскрыться и жить намного лучше, чем тогда, когда он всего боится и всех избегает. Это ненормально — до такой степени бояться людей.
Причины страхов Лены тоже берут начало в детстве. Она не раз нам рассказывала, как ей не нравилось свое отражение в зеркале (ей казалось, что у нее длинный острый нос и оттопыренные уши), как ранили ее насмешки одноклассников (может, нос тогда и был большим, но сейчас он вполне нормальный) и родного брата. Мы смеялись над этими историями, по-доброму над ней потешаясь, и даже не думали, как здесь все взаимосвязано.
Маленькая девочка со зрительным вектором очень чувствительно относится к критике в свой адрес. Ей хочется выглядеть идеально, а одноклассники и родной брат начинают насмехаться над ее «несовершенствами». Если с возрастом зрительный вектор не получает должного развития, девочка зацикливается на себе, своих ощущениях и страхах. А те растут, как грибы после дождя.
Появляется социофобия — страх других людей, которые могут причинить вред. Гипертрофированный страх за свою жизнь, ненормальный и деструктивный. Вместо того чтобы думать, как побороть социофобию, человек застревает в своих ощущениях враждебности этого мира и сам делает свою жизнь несчастной.
А что могло бы быть вместо этого? Из Паши мог бы получиться первоклассный литератор: он глубоко понимал теорию литературы, интуитивно чувствовал лирического героя, у него было желание и возможности запоминать большие объемы информации. С такими знаниями место на кафедре русской литературы ему было бы обеспечено — при большом желании и отсутствии фобий.
А Лена с детства прекрасно рисует, чувствует стиль и умеет красиво комбинировать цвета. Не будь она такой запуганной и умей работать с людьми, могла бы стать успешным дизайнером или декоратором.
Реализуя себя в подходящей профессии, они бы испытывали намного больше удовольствия от жизни. Перестав чувствовать страх перед чужими людьми, насладились бы радостью общения. Прекратили бы дергаться по пустякам, нервничать, потеть и краснеть. А потом, наедине с самими собой, чувствовать себя идиотами. Ведь зрительный вектор — самый эмоциональный, самый общительный и дружелюбный. Находясь в страхе, его обладатель сильно страдает от одиночества, на которое сам себя и обрекает.
Как бороться с социофобией?
Логично, что после такого рассказа я должна раскрыть вам секрет, как бороться с социофобией. Есть куча популярных, но, увы, неэффективных методик борьбы с собственными страхами: в одном месте вам предложат разложить по полочкам, в чем состоит глупость ваших страхов; в другом — попытаться проиграть сценарий по-новому, испытывая при этом не страх, а положительные эмоции и так далее. Но все это без толку — страх прочно сидит в бессознательном, не соглашаясь выходить наружу.
Не стоит ходить и к целителям, которые только и ждут своего «пациента» — испуганного «зрительника», от отчаяния готового поверить и в сверхъестественное, лишь бы помогло. Целитель нагоняет еще больше страху своими красочными ритуалами, а затем внушает, что фобию он забрал. И вроде бы становится полегче… на какое-то время. А затем опять все возвращается.
«Так что же делать?!» — кричит вконец измотанный своими фобиями читатель. — «Как избавиться от социофобии и начать нормальную жизнь?»
Изучить науку под названием системно-векторная психология, отзывы о ней. Осознать в себе зрительный вектор. И все-все его проявления. Узнать, что такое его правильное развитие, а также как должен чувствовать и жить человек с развитым и реализованным зрительным вектором. Потому что даже если избавиться от этой фобии, счастливым не станешь.
Нужно менять способы наполнения своего вектора, методы получения удовольствия. Только такая комплексная серьезная работа над собой позволит существенной улучшить сценарий своей жизни. И проиграть его как счастливый творческий человек, а не как запуганный и никому не нужный неврастеник.
Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.