Когда в 1988 году Яак Йоала покинул сцену, для его поклонников это стало настоящим потрясением. Его хиты «Я тебя рисую», «Фотографии любимых», «Как жаль»… звучали в СССР из каждого приёмника, его пластинки продавались миллионными тиражами, а поклонницы вешались на него гроздьями — и вдруг в 38 лет всё бросил и уехал в деревню, отгородившись практически от всех. Многие не понимали, почему он так поступил.
Мало кто знает, но Йоала с юности грезил о совсем другой музыке. Ведь в самой первой в своей группе он исполнял песни “Битлз” и “Роллинг Стоунз” и даже подумывал о карьере рок-музыканта. Но в 1975 году его угораздило победить в международном конкурсе в Сопоте. Последовавшие за этим предложения знаменитых композиторов повернули его жизнь в другом направлении, с которого трудно было свернуть.
Многие помнят песню «Лаванда», которую Яак Йола исполнил на новогоднем “Голубом огоньке” 1986 года вместе с Софией Ротару. Сколько чувства было в этом музыкальном клипе! Но сам Йоала терпеть не мог «Лаванду» — считал её ниже всякого уровня и удивлялся невероятной популярности.
Вскоре все песни стали такими же! Дурацкие, пошлые, пустые и дешёвые! Противно до одури!
Второе, что сильно удручало Яака, это отношение к нему соотечественников. В Эстонии его нарекли «кремлёвским соловьём» за то, что он часто выступал в столице.
Меня считали предателем! Ведь я 10 лет был в Эстонии идолом и вдруг запел по-русски! В глаза мне, конечно, никто ничего не говорил, но я чувствовал, что это всем не нравилось.
В 90-е на него начались гонения. Дома не уважали. Певец тяжело переживал осуждение земляков и закрылся от всех… Вскоре на нервной почве начались проблемы с сердцем. Йоала пережил инфаркт. А потом потерю ребёнка и разрыв с первой женой.
За красавцем-артистом всегда ходили толпы поклонниц, но лишь двум женщинам удалось войти в его жизнь. С первой супругой Дорис он познакомился в 20 лет. Яак снимался в музыкальной картине «Дуэт-дуэль». Для съёмок нужны были красивые девушки с длинными волосами.
Когда ассистенты режиссёра увидели на улице Дорис и привели её в студию, певец понял: вот она — его судьба. Чувство оказалось взаимным. Сразу после съёмок влюблённые поженились. А через четыре года у них родился сын.
Йоала обожал жену и даже победу в 1975 году на конкурсе в Сопоте посвятил супруге. Они мечтали ещё об одном ребёнке, но именно эта мечта разрушила их счастье. Когда Дорис родила второго сына, он как на крыльях помчался в роддом. Все радовались, но спустя несколько дней малыш умер.
Справиться с утратой родители не смогли. Целый год они пытались спасти семью, но тщетно. После развода боли в сердце лишь усилились. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы Йоала не встретил Майре.
Произошло это в аэропорту, где певец учинил грандиозный скандал. Оскорблённый тем, что за опоздание на генеральную репетицию сборного концерта его решили исключить из программы, он заявил, что больше не желает жить в Эстонии, и собрался лететь в Москву.
Когда по приказу начальников «от культуры» к певцу приехали уговаривать остаться, он уже выпил изрядно коньяка и впал в ярость. Но тут его взгляд упал на симпатичную девушку в числе переговорщиков. Сменив гнев на милость, он пошёл с ней пить кофе. Уже через полчаса он сделал ей предложение.
Я сразу понял, что эта девушка — моя суженая. Будто я после долгой разлуки встретил свою любовь.
С Майрой Яак прожил 33 года. Она поддерживала его во всём. Даже когда он решил уехать в деревню, была рядом.
На хуторе в 20 км от Таллина он пытался наладить новую жизнь. И лишь иногда приезжал в свою квартиру в Таллин. О музыкальной карьере в СССР вспоминать не любил. И даже отказался перевыпустить свои пластинки:
Я не помню уже ни одной моей песни! Я поставил крест на своём прошлом!
Но прошлое не отпускало. Старые обиды кололи сердце. В 2011 году он пережил второй инфаркт. Сначала казалось, что Яак пошёл на поправку, на самом же деле ему стало значительно хуже. Через три года он снова попал в больницу. Майре понимала, что муж обречён, но надеялась на чудо.
Первая супруга и сын тоже навещали его в клинике. Но у Йоала к тому времени сердце работало только на 20%. Постепенно начали отказывать лёгкие. Ему поставили кардиостимулятор, но и это уже не помогало. Он понимал, что обречён и попросил забрать его из больницы — хотел умереть дома.
Увы! Так и вышло. Ему было всего 64. В последний путь его проводили в День музыки, отмечаемый в Эстонии. Проститься с ним пришли тысячи людей. Многие ещё недавно осуждающие певца плакали:
Прощай, соловей! И прости нас за всё!
nazametke.com