Ответ отца Олега Моленко: "Посмотрим дословные слова из Евангелия".
Мф.10:
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Мф.16:
...
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
И в одном, и в другом случае речь идет о греховной жизни человека в его падшем состоянии, которая стала для него как-бы душой. По этой причине она и названа «душой» — т. е. самой главной частью человека! Но тут же рядом идет речь о подлинной бессмертной душе человека.
На одинаковости слова «душа» в двух разных и противопоставляемых значениях и построена речь Господа.
Переложим ее на пространный язык с подробным объяснением:
по Мф. 10: Сберегший (сохраняющий) свою греховную жизнь, жизнь падшего ветхого человека, которая настолько природнилась к нему, что стала как душа, потеряет свою вечную бессмертную душу для Бога и вечности; а потерявший ее (греховность) в покаянии, т.е. сознательно отказавшийся с самоотвержением и подвигом покаяния избавившийся от нее ради Господа, сбережет свою вечную душу для Бога и вечности.
По Мф.16: кто хочет идти за Мной, т. е. кто имеет искреннее желание стать настоящим последователем Господа Иисуса Христа, и посильно подражать Ему в Его земной жизни, тот должен прежде всего отвергнуться себя (здесь «себя» = «душа» = «ветхий человек» = «греховное состояние») в своем ветхом греховном состоянии, взять крест свой, состоящий из добровольных подвигов покаянного очищения и терпения всех случающихся по жизни скорбей, болезней и неприятностей; следовать за Господом путем поруганий, оплеваний, избиений, обнищания, распятия на кресте, молитвы и умерщвления миру сему, чтобы воскреснуть для жизни с Господом.
Потому что, если кто хочет сохранить свою прежнюю греховную жизнь по страстям и похотям мира сего и падшего своего естества, тот потеряет свою вечную душу для Бога и вечности
А кто потеряет свою жизнь греховную, ставшей душой падшего человека, т.е. добровольно откажется от своей греховности ради Господа (а это можно сделать только ради Господа, только Его заслугами и только с Его помощью), тот обретет (очистит, исправит, исцелит благодатью и сделает способной к благому общению с Богом и святыми духами) свою бессмертную душу для Бога и вечности.
Автор ответа: отец Олег Моленко