Сказки Александра Роу — классика советского кинематографа и безусловные шедевры. Так считается сегодня. А в те годы, когда он снимал свои фильмы, его часто ругали советские чиновники и откровенно не любили многие актёры. Мы расскажем, почему так получалось.
Сегодня на экраны чуть ли не каждый день выходят блокбастеры с мощными спецэффектами, к услугам киношников — компьютерная графика и фантастические бюджеты. А Александр Роу ухитрялся снимать движущиеся «живые» деревья, вертящуюся избушку на курьих ножках и огнедышащего Змея Горыныча на черно-белую пленку и с минимумом технических средств.
Дети нескольких поколений обожают его сказки — захватывающие, немного страшные, но с неизменным счастливым концом.
Сын ирландца и гречанки
Казалось бы, создавать сказки, насквозь пропитанные «русским духом», способен только русский человек, с рождения впитавший в себя народные традиции. Но в жилах Александра Роу текла вовсе не русская и даже не славянская кровь! Его отец, Артур Роу, был ирландским инженером.
В начале ХХ века он приехал в Россию — его пригласили как специалиста по мукомольному делу, чтобы он помог наладить промышленность.
Дело было в небольшом городе Юрьевец (сейчас это Ивановская область). Там у приезжего ирландца случился роман с красавицей-гречанкой, которую звали Юлия Карагеоргий. У пары родился сын Александр. Когда мальчику было 8 лет, началась Первая мировая.
Артур, испугавшись тягот и лишений, бросил семью и вернулся на родину. Его не остановила даже тяжелая болезнь жены. Пришлось 8-летнему Саше принять на свои плечи груз ответственности и за себя, и за маму.
Выбрал сказки, чтобы не снимать идеологические фильмы
Мальчик рано начал зарабатывать на хлеб — сначала продавал мыло, свечи, гребешки и прочие мелочи, потом трудился чернорабочим. А в свободное время с удовольствием играл в школьной самодеятельности. Окончив седьмой класс, устроился ассистентом режиссера и поступил учиться в Драматический техникум.
А позднее сам стал работать режиссером — на киностудии «Союздетфильм», из которой впоследствии «выросла» киностудия им. Горького.
На дворе стояли 30-е годы, и Роу очень быстро понял: только жанр сказки позволит ему избежать необходимости делать «идеологические» ленты. Он стал снимать сказки: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят.
Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино — искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача — взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…»
«Любимчики»
Первая же его сказка, «По щучьему веленью», произвела фурор: она получилась настоящей, очень увлекательной, с живыми персонажами. Команда, с которой снимался фильм «По щучьему веленью», осталась с Роу и потом.
Коллеги отмечали: у Александра Артуровича были «любимчики», которых он снимал в каждом своем фильме. Например, Георгий Милляр — порой ему доставалось одновременно две или даже три роли, с которыми он, впрочем, справлялся блестяще.
Удивительная печь и жуткий Змей Горыныч
А вот новых актеров вводить в свои картины Роу не любил. Хотя и понимал: «свежие» лица нужны, чтобы поддержать интерес зрителя. И относился к новичкам несколько пренебрежительно, не скрывая своего недоверия.
Новички, в свою очередь, обижались, — считали такое обращение с ними несправедливым. Особенно обидным было для них то, что Роу, огромное количество времени и средств уделявший сложному гриму и новаторским спецэффектам, предоставлял им самостоятельно решать актерские задачи, ничего не объясняя.
Например, для сказки «По щучьему веленью» по его заказу была создана удивительная по тем временам самодвижущаяся печь: это было чудо инженерной мысли с пиротехническим устройством для пара, управлявшееся сидящим внутри водителем. Для «Василисы Прекрасной» он придумал 11-метрового Змея Горыныча, которым управляла целая команда из 20 сотрудников.
Его работы высоко ценили не только в нашей стране — «Марья искусница» и «Морозко» вызвали восхищение в США, о нем с восторгом отзывался сам Стивен Спилберг: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».
Артистам — минимум внимания
В то же время актеры получали от него крайне скупые указания. Например, он мог небрежно сказать: «Теперь снимаем сцену, в которой похищают младенца». И все — актерам предоставлялось самим придумывать, что делать. Если же к нему обращались за разъяснениями, Роу раздражался: «Вы же артисты, сами должны знать, у вас специальное образование!»
Строгий выговор за «Королевство кривых зеркал»
И еще его откровенно не любили чиновники. Их злил выбор талантливого режиссера: мог бы снимать высокоидейные картины, а вместо этого тратит себя на «несерьезные» сказки! После «Королевства кривых зеркал» Роу получил строгий выговор. Начальство было недовольно: почему злых персонажей сыграли самые знаменитые актеры? Это неправильно!
Только много позднее, уже в конце 60-х, Роу добился официального признания: после того, как его «Морозко» взял главную награду на Венецианском кинофестивале, режиссеру присвоили звание народного артиста РСФСР.
Жизнь с актрисой
И личная жизнь Александра тоже складывалась не слишком счастливо. В первый раз он женился на актрисе Елене Савицкой. Очень темпераментная и яркая Елена прежде уже дважды побывала замужем, но отношения с супругами не сложились. И с Александром Роу семья не получилась: две творческие личности были слишком разными.
Тем не менее, и во второй раз режиссер сделал спутницей жизни актрису — Ирину Зарубину. Похоже, теперь он сделал правильный выбор, во всяком случае, Ирина оставалась с ним до конца. В 1940 году у них родилась единственная дочь Татьяна.
За него хотела замуж африканская принцесса
Известно, что Роу очень любил путешествовать, при каждой возможности отправлялся в поездку. Однажды он был в Африке, и там в него влюбилась местная принцесса одного из племен. Обескураженный режиссер отбивался: мол, женат и немолод, но темнокожая красавица настойчиво предлагала себя в жены, повторяя, что по обычаям ее страны мужчина может иметь нескольких жен.
Даже болезни не заставили Роу отказаться от путешествий. Когда его пыталась отговорить от поездок жена, беспокоясь о его здоровье, Роу отвечал: ради того, чтобы увидеть новое, не жаль и умереть.
Режиссёра не стало в 1973 году, в возрасте 67 лет. Свою последнюю сказку — «Финист — Ясный Сокол» — Александр доснять не успел. Над ней работали уже другие люди. Перед смертью Роу написал сценарий собственных похорон, попросив друзей точно следовать церемонии прощания. Они сделали все так, как он просил.
otdohnu.net