Для России праздновать День святого Валентина - новая традиция, пришедшая в страну с Запада после распада СССР. Так же как и, например, праздник Хэллоуин. Обе даты вполне успешно прижились в российском календаре. Во всяком случае, молодое поколение, особенно те, кто родился в девяностые, не воспринимают День святого Валентина как что-то чужеродное. Для них уже само собой разумеется, что в середине февраля принято отмечать День всех влюбленных…
День святого Валентина считается католическим праздником, хотя, если верить истории, традиция отмечать День любви в середине февраля идет еще с дохристианских времен, точнее – с эпохи языческого Рима. Там 15 февраля отмечали весьма специфический праздник, который назывался Луперкалий и прославлял бога Фавна (Луперк – это одно из его прозвищ). Фавн был богом чувственных удовольствий, поэтому празднование имело ярко выраженный плотский характер.
Предполагалось, что 15 февраля девушки отправляли мужчинам любовные записки, но не конкретному мужчине, а просто адресату мужского пола. Кому именно попадет письмо, заранее угадать было нельзя, поскольку все записки складывались в специальную урну, а потом вслепую вытягивались участниками праздника. За тем, чтобы не было никакого жульничества, следили жрицы.
После жеребьевки мужчина должен был начать ухаживать за той, чью записку вытянул, и нередко дело заканчивалось любовными утехами, а то и браком. Кроме того, Луперкалии предполагали малопристойный обряд, в ходе которого полуобнаженных женщин стегали бичами из шкур жертвенных животных. Считалось, что это способствует плодовитости.
Гуляния в честь Фавна пользовались огромной популярностью, и на заре христианской эры Церкви пришлось приложить немало усилий, чтобы искоренить этот языческий обычай. Кстати, именно этим попыткам мы, похоже, и обязаны появлением Дня всех влюбленых.
В конце VI века предстоятель Римско-католической церкви Папа Геласий I попытался наложить запрет на языческую традицию, параллельно введя новый праздник — День святого Валентина.
Исторические источники весьма скупы, когда речь заходит о биографии святого Валентина. Факты говорят, что таких святых было несколько, но 14 февраля – день памяти святого Валентина Римлянина, который был казнен в этот день в III веке нашей эры. О нем доподлинно известно лишь то, что он был христианским проповедником и обращал в христианство образованную римскую молодежь, интересующуюся философией. Через философские беседы святой, собственно, и привлекал молодых людей к идеям христианства о любви, прощении и милосердии.
Между тем официальная римская власть от христианства была совершенно не в восторге. Не потому, что она не разделяла его основных постулатов. Причиной недовольства (во всяком случае, одной из главных причин) было то, что христианство настаивало: Бог один. С римским пантеоном, населенным множеством божеств, это абсолютно не вязалось.
Поэтому римляне, довольно терпимые к чужим вероисповеданиям (у них, например, даже существовали жертвенники Deo Incognita – непознанному Богу, чтобы точно никого не обидеть), к христианству относились враждебно. И это, не говоря уже о том, что первыми адептами христианства по большей части (так сложилось) были рабы. С ними можно было особенно не считаться. Но, когда на сторону христиан начали потихоньку становиться знатные люди, римские власти были крайне недовольны и наказывали виновных. Вот и святому Валентину досталось: ему за его проповеди отрубили голову. Таковы факты. А дальше начинаются легенды.
Легендами жизнь святого Валентина обросла в Средние века.
Тогда про него была придумана весьма романтическая история. Рассказывали, будто во времена этого святого в Риме царили совершенно жуткие порядки. Император Клавдий II, стоящий во главе империи, категорически запрещал юношам жениться – мол, из женатого человека плохой солдат. Но молодой священник Валентин приходил влюбленным на выручку, венчал их и тем самым подрывал императорскую политику по укреплению вооруженных сил.
Клавдий был разгневан и приказал казнить священника. Смерти Валентин дожидался в тюрьме. По легенде, его навещала слепая дочь тюремщика, и святой исцелил ее от недуга. Девушка влюбилась в него. Они начали обмениваться письмами, и узник неизменно подписывал свое послание «твой Валентин». Но роман их продлился недолго – священника казнили, а католики стали почитать его как покровителя всех влюбленных.
В этот день было принято дарить своим возлюбленным валентинки, то есть самодельные открытки в виде сердца, с изображением мальчика-купидона, а также сладости, например, конфеты.
Они, с одной стороны, символизировали сладость любви, а с другой — достаточно долго были дорогим подарком, поскольку сахар стоил немало. В XIX веке человечество освоило производство сахара из сахарной свеклы, и сладости стали доступнее, а традиция дарить конфеты в День святого Валентина уже не была такой накладной – это был плюс. Но там где плюс, там есть и минус: из-за того, что люди стали потреблять много сахара, начиная с XIX века у человечества начали резко портиться зубы. И это исторический факт.
Промышленная революция принесла нам не только распространение кариеса, но и коммерциализацию праздников. День святого Валентина эта участь не миновала – кондитеры наладили массовый выпуск конфет в виде сердца, а торговцы сувенирами поставили на поток печать валентинок. А поскольку реклама — двигатель торговли, то сознание покупателя в феврале подвергается яростной рекламной атаке, которая подталкивает человека к определенной модели поведения.
Романтические плакаты и ролики демонстрируют обнимающиеся парочки, создавая впечатление, будто они восхваляют идею любви – а на самом деле под видом любви они рекламируют покупку тех же сластей и открыток, свечек, плюшевых медведей и прочей атрибутики.
Именно коммерческие интересы производителей привели к массовой популярности праздника. Это, кстати, не нравится католической церкви. Католические священники не против самого праздника, но отмечают, что 14 февраля любовь начинает превращаться в средство бездумного веселья, гуляний и коммерции, что совершенно неприемлемо. В итоге, когда католическая церковь пересматривала свой литургический календарь, святой Валентин был исключен из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий.
Но это – церковь, а коммерция продолжила популяризировать праздник и весьма преуспела даже в тех странах, где католицизм не сильно распространен. Это доказывает не только Россия, но и, например, Япония. Не сдалась, как ни странно, Франция. Вроде бы и страна традиционно католическая, а там 14 февраля обходится без сердечно-валентинового безумия. То есть, праздник, может, и отмечается, но не всеми и не с таким размахом.
Может, потому что французы давным-давно зарезервировали за собой звание самой куртуазной нации и потому им вовсе не обязательно доказывать свою романтичность в какой-то определенный день в году. Особняком стоит Саудовская Аравия: там День святого Валентина официально запрещен. Отмечу, что ислам вообще считает этот праздник малопристойным и поощряющим распущенное поведение.
Если вернуться к России, то некоторое время назад Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, посвященный Дню святого Валентина. Оказалось, что почти для половины россиян он превратился в полноценный праздник, особенно для молодежи. Более 81 процента юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечают этот день. Хотя есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования.
Они убеждены, что днем любви должно считаться 8 июля, День поминовения святых Петра и Февронии Муромских. Во-первых, это православные святые, а Россия по большей части остается православной страной. А во-вторых, Петр и Феврония действительно были мужем и женой, в то время как настоящий святой Валентин с романтической любовью никак не связан, если не принимать во внимание легенды, которые о нем позднее насочиняли.
Петр и Феврония, с точки зрения Русской православной Церкви, являют собой образец христианского брака. День Петра и Февронии — православный праздник, с 2008 года отмечаемый в России на официальном уровне как День семьи, любви и верности.
Петр и Феврония — православные покровители семьи, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Между тем, с их историей тоже не все так гладко, как хотелось бы. В том смысле, что об их биографии тоже известно крайне мало. Нет, конечно, существует памятник древнерусской литературы под названием «Повесть о Петре и Февронии». Однако там столько откровенно сказочных мотивов, что этому тексту сложно верить. А если верить, то окажется, что в истории о Петре и Февронии не так уж и много романтики.
По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Ему приснилось, что его может исцелить крестьянка Феврония. Он отыскал ее и попросил о помощи. Девушка согласилась, но взамен заставила будущего князя пообещать, что тот женится на ней. Согласитесь, какой-то весьма некрасивый прием. Делать нечего, и Петр дал слово. Феврония вылечила его, но будущий князь раздумал выполнять обещание — ему не хотелось брать в жены девицу из простонародья. Тогда болезнь возобновилась.
Он вернулся, вылечился снова и все-таки женился, видимо, из страха. То есть какой-то романтической завязки в повести нет. Но, напомним, что эта пара являет собой образец не романтического, а христианского брака. Потому что потом супруги действительно полюбили друг друга, пережили вместе немало бед и опасностей, сотворили много добрых дел, а потом одновременно приняли монашество и умерли в один день.
Легенда о Петре и Февронии — это история о двух людях, которые воспринимали свой брак не только как источник удовольствий, но и как всесторонний союз, в котором могли раскрываться оба. И в плане смысловой нагрузки 8 июля будет, пожалуй, интереснее 14 февраля – просто потому, что романтическую любовь в той или иной форме переживают все, а вот построить разносторонние отношения с партнером удается не каждому. Что, впрочем, совершенно не значит, что надо отказываться от какого-либо из праздников.
Жизнь — штука разнообразная, и в ней находится место всему: и безумной страсти, и совместным усилиям по выстраиванию семейной жизни. Так почему бы не праздновать обе даты? Не все ли равно, каков повод, чтобы сказать кому-то лишний раз о своей любви. К тому же россияне вообще очень любят праздники и с удовольствием их отмечают. Так что в праздничном календаре наверняка найдется место и для святого Валентина, и для Петра и Февронии.