На нашем сайте мы уже затрагивали тему Чайлдфри. Мы рассказали вам об этом движении, кто эти люди, каковы их причины отказа от детей, а также давали советы на тему того, как чайлдфри бороться с натиском окружающих. Если вы еще не читали эти материалы, они будут доступны по ссылке ниже в самом начале данной статьи. А пока нам бы хотелось узнать мнение профессиональных психологов. Читайте их комментарии дальше.
Чайлдфри (англ. childfree - свободный от детей) - субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри - отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни.
Что думают психологи о данном явлении? Интересно как профессиональное мнение психолога, так и личное отношение к данной теме.
Пальчикова Елена Александровна
Психолог Краснодар
Мое личное отношение к данной теме - лично я не чайлдфри, и этим, наверное, все сказано.
Не имея своего биологического ребенка, я многие годы помогаю взрослым людям лучше понимать самих себя, своего внутреннего ребенка, решать их собственные детско-родительские проблемы, что здорово улучшает отношения между поколениями в целом в семье конкретного человека!
Да,есть некая идеология, которая кем-то создана и кому-то подходит. Мы видим следствие, а важно искать причину происходящего с человеком. Ведь если человек так боится быть "порабощенным" другим человеком, потерять свою личную свободу, то как, скажите мне на милость, он вообще воспринимает отношения с близкими людьми?
Именно об этом стоит задуматься всем нам, а не только приверженцам этой идеологии, порожденной убеждением, что дети ограничивают свободу личности.
Вы знаете,сейчас вспомнились слова мультяшного героя, Вороны из мультика про Домовенка Кузю, когда случайно отведав "отворотного" зелья, она восклицает:"Свобода! Куда хочу, туда лечу! А куда хочу, куда лечу?".
Попова Светлана Эдуардовна
Психолог Сочи
Считаю, что «чайлдфри» – это патология. Но если это приобретает массовый характер, то патология уже не личностная, а социальная.
Это показатель деградации общества потребления, у которого нет перспектив. «Дети – наше будущее», как бы банально это не звучало, у общества нет будущего, если рождаемость снижается.
В моем окружении достаточно много молодых бездетных пар. Когда я спрашиваю «почему» – ответы бывают разные. Казалось бы, у каждого свои причины и объяснения – условия не позволяют, здоровье, много разных страхов… Мы всегда и все можем объяснить и оправдать… Но общая тенденция – настораживает.
Чебан Татьяна Семеновна
Психолог Бленхейм
Чистой воды эгоизм и отказ расти как личность.
Эгоизм потому, что все только вокруг собственной персоны.
Отсутствие роста потому, что растить детей - это большая школа жизни и большая ответственность.
А еще отказ платить по счетам. Каждый из нас пришел в этот мир через людей и стал тем, кем стал, благодаря людям. Инвестиции никто из родителей не просит возвращать, но мы можем реально отблагодарить Бога, мир, род человеческий за заботу о себе, именно взяв на себя этот труд и эстафету жизни ради другого.
У меня двое взрослых и успешных детей – сыну 32, дочери 26. Люблю их безгранично и свято верю, что они – это бесценный Божий дар для меня и огромное благословение. Считаю, что дети нас делают реально богатыми по 4-м причинам:
- они принадлежат только нам;
- они, как ничто другое в этой жизни, мотивируют расти и развиваться;
- они придают вкус и радость жизни;
- они представляют собой огромное поле для творчества, креативности, полета!
Как психолог думаю - у адептов childfree экзистенциальный вакуум, потеря смыслов.
Юргина Надежда Александровна
Психолог Таганрог
Я думаю, что такое явление может быть обусловлено двумя причинами. Либо это непробудившиеся инстинкты - затянувшееся детство, отсутствие зрелой личности, либо страхи -
страх перед будущим, перед ограничениями, перед ответственностью.
В этом случае причины по-любому надо устранять с помощью психотерапевта, так как жить всю жизнь в розовых очках инфантилизма либо в черных очках страха непродуктивно, и внутренние проблемы надо решать - не для будущих детей, а для себя самих, раз уж провозглашают жизнь для себя любимых. Появятся у них потом дети или нет - дело частное.
Допускаю, конечно, что у кого-то такая позиция вполне зрелая и осознанная. Например, человек понимает индивидуальные особенности своей личности, свои возможности и дает объективную оценку своей потенциальной родительской роли, понимая, что ребенок будет просто несчастным.
Например, человек - талантливый художник, оторванный от реальности. Он - гений, он может быть и на грани патологии гений, но его творчество экологично, радует людей, дает раскрытие его таланту. А вот если у него будут дети, то, скорее всего, он и имен-то их не вспомнит. Такой человек безусловно осознает свою ответственность и принимает решение жить ради искусства, а не продолжения рода. И это его выбор. И это тоже дело частное.
Но когда все эти частные случаи принимают форму общественного движения и пропаганды, проблема становится социальной и это - действительно проблема. В конце концов, планировать свою жизнь - личное дело каждого. Но лезть в планирование жизни других - это нарушение прайвеси.
Что движет такими организациями? Кич, эпатаж, демонстративность. Не верю, что за этим могут лежать какие-то глубокие мысли и осмысленная идеология.
Для кого-то это возможность выделиться, для кого-то, не исключаю, заработать денег, для кого-то - убежать в толпу от своего одиночества. А кто-то, вероятно, таким образом убеждает самого себя в том, во что на самом деле не хочет верить, но боится, что создать семью не получится, и бегает с защитным щитом чайлдфри по подобным объединениям.
Хочу сказать, что пропаганда многодетности лично у меня вызывает такое же недоумение. Планирование
семьи все-таки лучше оставить семье. А задача социума, школы, например, воспитать уважение к семье, воспитать чувство ответственности, вооружить психологическими знаниями - как нивелировать конфликты в семье, понимать и переживать кризисы, понимать другого и т.п.
Подрастающие, формирующиеся люди должны быть знакомы с основами семейного кодекса. Случайно родившая незрелая мама порой даже не подозревает, что несет юридическую ответственность. Нужна не пропаганда, а обучение, разъяснение нюансов объективной реальности, с которой всем придется столкнуться, независимо от личных предпочтений жить для себя или для других.
Широкова Ольга Сергеевна
Психолог Вильнюс
На мой взгляд, не совсем правомерна такая постановка вопроса: или - или. Как новое течение, как открытая тема для обсуждения и пропаганды чайлдфри возникло не так уж давно. Однако это не противопоставляет и не отрицает наличие или отсутствие патологического в этом направлении. Как и во многих проявления человеческой личности отказ иметь ребенка может быть связан с личностной патологией, а может быть продиктован сознательными взрослыми убеждениями у так называемой нормальной личности.
Причины отказа от ребенка могут скрываться в глубоком бессознательном, даже несмотря на то, что выбор сделан сознательно. Например, глубокий страх не стать хорошим родителем. Имея детский опыт, в котором отсутствовала должная забота и любовь со стороны родительских фигур или в силу травматических событий прошлого в
семье или в роду, человек может развить в себе чувство гипертрофированной ответственности и в силу понимания того, что не сможет стать идеальным родителем и дать ребенку то, что по его мнению необходимо, чтобы он рос здоровым и счастливым, сознательно отказывается от идеи завести ребенка.
Во взрослом возрасте многие задумываются о том, что они могут дать своему ребенку. Иногда взрослый человек может чувствовать то, что он(а) сам(а) испытывает огромный дефицит любви, заботы, хорошего отношения к себе, что его (или ее) «внутренний ребенок» не напитан, а процесс воспитания ребенка требует большой отдачи, и тогда понимание того, что сначала надо напитать себя, ведет к тому, чтобы отложить вопрос о рождении ребенка.
Во многих европейских культурах обнаружен феномен, когда женщине с детских лет навязывается роль матери для своей матери, когда еще будучи девочкой возникает необходимость направить свои силы и энергию на то, чтобы «вылечить», «улучшить», «воспитать», «спасти» свою собственную мать, если та психологически или физически хрупка или уязвима, у нее не сложилась жизнь или она не в силах адаптироваться. Тогда для реального ребенка у такой женщины не остается места, и она всю жизнь заботится о своей матери (на месте матери может быть и ее собственный муж).
В своей практике я не раз сталкивалась с этим вариантом, и в этом смысле он патологичен, поскольку инвестиция направляется не на развитие себя и своей идентичности, а уходит в обслуживание патологической семейной ситуации.
Часто отказ иметь ребенка связан с нарциссической патологией личности, когда ощущение внутренней пустоты и связанная с этим депрессия поглощают настолько, что не хватает либидинозной энергии на длительные отношения, особенно когда они предполагают зависимость. Часто попытка справиться с внутренней пустотой приводит к компенсации в творчестве, и тогда оно становится смыслом жизни.
И мне кажется, что когда такой человек сознательно выбирает отказ от ребенка, то это скорее правильный выбор, поскольку ребенок априори будет страдать, находясь либо в тени грандиозного родителя, либо становясь его нарциссическим продолжением. Самый первый пример, который всплыл у меня в голове — это Гурченко и ее отношения с дочерью, хотя таких примеров полно.
Еще одним немаловажным фактором может быть очень ясное осознание проблем в обществе, социальных и многих других глобальных проблем человечества. Я думаю, очень непросто решиться привести в этот мир новое существо, если внутри матери нет ощущения того, что мир достоин новой жизни, и что она готова предложить своему ребенку такое «нерадостное» существование в этом непростом, тревожном, агрессивном или страшном мире, каким она его видит.
Мне кажется, что сейчас общество готово расстаться со многими предрассудками, в том числе и с тем, что воспроизводство — обязательная задача в жизни каждого человека. И как психологи, мы часто вместе с нашим клиентом задумываемся о том, что думали его родители, когда решили его родить. И, наверно, не раз слышали о том, что некоторым людям лучше не иметь детей. И это более честная и более разумная позиция — отказаться от рождения ребенка, если у личности нет желания и возможности инвестировать свою любовь и энергию в эту новую жизнь.
Титова Мария
Психолог Петах Тиква
Интересная тема. В Израиле нет такого движения, поэтому интересно узнать, что такое существует.
Я думаю, что рожать детей или не рожать - это личное дело человека. Никто не имеет право осуждать человека за его выбор.
У меня возникает вопрос: когда это движение появилось, и сколько лет его адептам, что это за люди? Возникновение этого движения в США мне понятно. Феминизация общества там началась еще в начале прошлого века, и феминистское движение одно из сильных в мире. А вот в России?
Возможно - это повод для того, чтобы пойти против системы, навязывающей семейные ценности, против церкви и прочее. Если мы говорим о молодых и образованных людях - то кто, как не они, хотят бунта, быть не такими, как все, не смешиваться с толпой веселых мамаш :-) (видимо).
Говоря серьезно. Если посмотреть на принятие решения о рождении детей, то хочу отметить, что не все, кто имеет детей, их планировали, не все хотели рождения детей, не все серьезно относятся к родительству. А те, кто отказываются от своих детей - тоже childfree?
Не думаю, что это движение стоит воспринимать, как национальную угрозу, не думаю, что это движение может быть масштабным и популярным. Всегда существовали люди, не оставляющие потомства. Может быть, это один из механизмов природы - чистка вида от эволюционно непригодного генетического материала (как бы жестоко это не звучало). Если человек в своем развитии не дошел до понимания, что он хочет и готов поделиться собой с миром, если человеку нечего отдать в будущее, если он настолько ненавидит мир, что не хочет в нем оставить часть себе, сделать свой вклад в будущее жизни людей - насильно его точно не стоит заставлять.
И все-таки мне кажется, что смысл этого движения - борьба с другими (бунтарство против системы). И люди, которые становятся приверженцами этого течения, ищут противостояния. Как и ярым феминисткам, им все время кажется (иногда и действительно так оказывается), что их права ущемляют, и нужно бороться, даже в таких странных формах.
И в конце хочу добавить. Каждый имеет право на самоопределение: и религиозное, и сексуальной ориентации, и в вопросе, какую семью строить - с детьми или без. А вот те, кто рожает детей, а в дальнейшем не несет за них ответственности - это реальная проблема. Этот тип childfree people (на мой взгляд) требует внимательного отношения психологов, медиков и педагогов.
Берегите себя и своих детей.
Черныш Надежда Николаевна
Психолог Алматы
Пропагандировать такие ценности - нездоровое явление. Конечно, человек имеет право выбора - иметь детей или нет. Но подталкивать на это других людей - преступление перед обществом.
Бывают случаи, когда человек не имеет возможности иметь детей по физическим или моральным трудностям, но в общем всегда считалось, что бездетность - это большая проблема, и над ней работают ученые, изобрели ЭКО. То есть, любой нормальный человек, будь то женщина или мужчина, желает иметь ребенка. Такова природа человека - воспроизводить себе подобных.
Отрицательно отношусь к этому явлению и считаю, что его нужно запретить законом.
Магерамова Марьяна Александровна
Психолог Москва
Тема на самом деле интересная, потому как веет новой волной с запада. Ценности с годами у людей сильно изменились, и это печально.
Лично я против подобного отношения к детям, к семейным ценностям. Но я также знаю таких людей и принимаю их выбор. Они его делают осознанно, несмотря на то, что в них говорят страхи. Страхи, беспомощность, трагедии личной жизни и многое другое. Такие люди, как правило, не меняют своих взглядов, даже когда прошли несколько сессий психоанализа.
Я так же и против ЭКО, но не потому, что я такая жестокая, а только лишь потому, что считаю - все не просто так. Если по каким-то причинам Всевышний не посылает людям ребенка, все это имеет какой-то смысл.
Люди сознательно бездетные, на мой взгляд, из этой же области. Некоторым людям на самом деле лучше не иметь детей, чем делать их заранее несчастными. В древних писаниях написано о том, как будет "чиститься" Земля, это один из способов.
Осинцева Анастасия Андреевна
Психолог Обнинск
Мне кажется, это психологический и духовный инфантилизм, но не как оценочное явление, а просто как факт. Отсутствие родительского инстинкта.
Сейчас нередко принято инстинкты считать чем-то "вчерашним", отсталым. Но человек по своей природе на телесном уровне принадлежит к животному в любом случае - от слова
<жизнь>, <живот>. Если обратить внимание еще на тот факт, что каждый второй человек на планете сейчас имеет проблемы со своим животом (достаточно посмотреть на полку в аптеке, сколько там средств для поддержания ЖКТ), то это лишь подтвердит, что существует веяние отказа от природы.
Поэтому "чайлдфри" мне видится следствием отказа от природы человека как многогранного существа, где животная часть тоже есть. И, опять же, внутренняя невзрослость, потому что осознанно взрослый человек руководствуется в первую очередь принятием и ответственностью.
Душкова Ольга Николаевна
Психолог Сыктывкар
Читая определение термина чайлдфри, понимаю, что наполовину отношусь к данной идеологии, так как на сегодняшний день, буду замужем, я действительно сознательно не хочу иметь ребенка - однако я не пропагандирую свои позицию. Это просто мой личный выбор, по своим сугубо личным соображениям.
Как психолог я вовсе не считаю это патологией. В чем патология? Неужели мы ВСЕ должны хотеть ОДНОГО и того же? Мир ТАК разнообразен и у каждого своя позиция и свои аргументы, и каждый человек имеет право ЖИТЬ так как он хочет.
Иноземцева Алёна Николаевна
Психолог Саратов
Я мало общалась с такими людьми. Те причины, которые они озвучивали, обосновывая своё решение не иметь детей, были такими:
- не хочу жить ради других, хочу развиваться духовно, жить для себя;
- не хочу ответственности, хочу свободы;
- мир жесток, не хочу, что бы мои дети страдали.
Исходя из этого, я думаю что Чайлдфри - это компенсация патологии или сама патология.
Хотя, возможно, есть люди, которые отказываются от материнства и отцовства с благими здоровыми побуждениями. Хотя для меня лично это даже звучит несуразно. Но бывает всякое.
Нагорнова Наталья Анатольевна
Психолог Самара
Иногда за чайлдфри маскируются бездетные люди или те, кто понимает, что пока не способен нести ответственность за ребёнка. У многих со временем проходит.
Я не могу относиться к такому явлению серьёзно, поскольку мы никогда не знаем, что у человека на самом деле. В добровольное решение совсем не иметь детей без серьёзной причины (например, тяжёлая наследственность) просто не верю.
www.all-psy.com