Символическое изображение распятия в христианстве принято называть Крест Голгофский. Он воплощают собой всю суть учения о нашем спасении. Это —личная святыня, получаемая при Крещении, символ таинства и нашего второго рождения.
Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нем. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.
Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников.
Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.
В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил:
"Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе".
Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями «Иисус Христос Победитель» — «IC.XP.NIKA».
В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.
На Голгофском Кресте изображён трехсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный . Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил:
"Я Царь Иудейский". Пилат отвечал: "Что я написал, то написал.» ( Ин. 19-22).
И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» — «IНЦI» или "IНЦИ«.Резной Голгофский Крест XVII.
Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружение распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа.
Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень — Вера, средняя — Надежда и верхняя — Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».
Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника.
Под Горой начертан череп — символизирующий Голову Адама — Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама — Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа.
Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.
Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» — «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» — «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» — что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.