Мы можем проверить свое состояние, задав себе вопрос: "Наши духовные помышления подобны постояльцам, останавливающимся на какое-то время в гостинице, или же они больше похожи на детей, постоянно живущих в доме?"
Теперь ясно, что мы нуждаемся в определенной проверке и исследовании самих себя, чтобы узнать, обладаем мы духовным складом ума или нет. Мы должны быть уверены, что тестам, которыми мы проверяем себя, можно доверять. Позвольте мне привести пример трех ненадежных тестов, которым доверять нельзя.
Например, люди, испытывающие удовольствие от слушания хороших проповедей, совсем необязательно имеют духовный склад ума. Многим людям, жившим во времена Христа, нравились Его проповеди. Но, как учил Иисус в
притче о Сеятеле, как только проповедь заканчивалась, они мгновенно забывали то, что слышали. Сердца людей могут быть подобны каменистой почве или почве, на которой растут терния и шипы, а также — неглубокой почве (Мф.13:18-22).
С другой стороны, мы не отрицаем, что именно слушание хороших проповедей больше всего помогает верующим приобретать духовный склад ума. Однако в отличие от тех, на кого проповеди оказывают лишь временное воздействие, верующие получают от них пользу по трем важным направлениям: их вера в Бога (не только знание о Нем) укрепляется; их духовные нужды удовлетворяются; и понимание духовных истин возрастает.
Еще один пример: люди, которые могут горячо и красиво молиться, совсем необязательно обладают духовным складом ума. Некоторые имеют природный дар красноречия, но этот дар еще не доказывает, что его обладатель является духовным человеком. Природные дарования делают верующих более пригодными для служения Христу, но при этом необходимо убедиться, что в человеке, имеющем эти дарования, присутствуют также смирение, благоговение перед Богом и любовь. Простое усердие, проявляемое человеком в молитве, еще не доказывает, что его молитва является следствием духовности ума. Рвение и усердие в молитве могут быть результатом того, что мы очень сильно хотим чего-то, или что-то нас сильно беспокоит, или же мы просто обладаем природным красноречием.
Однако не следует делать вывод, что всякая ревностная молитва является фальшивой. Заявлять это было бы так же глупо, как говорить, что — поскольку навоз нехорошо пахнет, мы не должны его использовать! Природные дарования не являются бесспорными доказательствами духовного склада ума, но помогают верующему человеку умело выражать духовные помышления.
Как мы можем быть уверены в том, что наши молитвы— это следствие духовности нашего ума?
Есть несколько способов определить это. Во-первых, мы можем исследовать внутренние мотивы, побуждающие нас к молитве.
Те, кто имеет подлинную христианскую веру, знают, что их мотивы искренни (1Ин.5:10). Если молитва доставляет удовольствие верующему, если она ободряет его дух, успокаивает разум и совесть, то это истинная молитва (Пс.35:8-10).
Если же она не имеет такого воздействия на нас, мы должны смиренно умолять Бога, чтобы Он изменил нас. Кроме того, когда молитва сопровождается сильным желанием вести святую жизнь, тогда мы можем с уверенностью сказать, что эта молитва является плодом духовного склада ума. Верующие, которые молятся правильно, будут стараться и жить правильно, избегая всего, что препятствует благочестию.
Если наши молитвы являются выражением любви к Христу, мы можем считать, что они представляют собой плод духовного склада ума. И, наконец, если наши молитвы сопровождаются конкретными, практическими делами (Иак.1:27), тогда мы можем быть уверены в том, что они подлинные, настоящие. Всякий, кто горячо и ревностно молится за других, но ничего не делает, чтобы помочь им, не обладает духовным складом ума. Такой человек подобен указательному столбу на дороге, который указывает направление движения, но сам остается на месте!
Иногда истинные верующие говорят с печалью: "Я не ощущаю никакой радости от молитвы". Этот недостаток еще не доказывает, что их молитвы представляют собой просто обыкновенную болтовню. Если эти люди скорбят об отсутствии радости, если они хоть иногда испытывали радость в молитве и если они рассматривают ее отсутствие как обстоятельство, побуждающее еще сильнее искать Бога, тогда пусть они не перестают молиться! Те, кто искренне ищет Бога, в конце концов ощутят Его близость в молитве.
Третий пример: иногда слушание того, что говорят другие верующие, и беседы на духовные темы действительно пробуждают духовные помышления в человеке. (Печальный факт, что христиане, живущие в наши дни [т. е. в дни Джона Оуэна. — Примеч. пер.], так мало беседуют друг с другом о духовном, показывает — и даже больше, чем великие грехи, — какой нездоровой стала христианская жизнь, которую мы ведем.) Если духовные мысли возникают у нас только вследствие внешнего влияния, то это говорит о том, что они не являются плодом духовности ума.
Мы можем проверить свое состояние, задав себе вопрос:
"Наши духовные помышления подобны постояльцам, останавливающимся на какое-то время в гостинице, или же они больше похожи на детей, постоянно живущих в доме?"
Когда гости приезжают в гостиницу, там возникают суета и временный переполох. Однако довольно скоро они уезжают, и о них забывают. После этого гостиница опять готова принять новых постояльцев. Точно так же дело обстоит и с духовными помышлениями, которые являются случайными посетителями. Но дети постоянно живут в доме. По ним скучают и за них переживают, если они не приходят домой. Для них постоянно готовится пища и все делается для того, чтобы им было хорошо и уютно дома. Духовные мысли, которые являются плодом духовного склада ума, подобны детям, живущим в доме, — их всегда ждут и начинают искать, если они долго не возвращаются домой.
( Джон Оуэн. Размышляя о духовном.)